Аналитические модели общения

Выделяют три аналитические модели общения - линейная, интерактивная, трансакционная.  

Аналитические модели общения

Процессы, составляющие предметную область теории общения изучаются различными дисциплинами. Среди них - психология личности, социальная психология, лингвистика, социология. Научное изучение феномена общение происходило в несколько этапов. Наиболее ранние работы касались коммуникативных процессов. Использование радио и телефонной метафоры подсказывало термины для описания процессов переработки и передачи информации между партнерами по общению. Успехи в области кибернетики вдохновляли на широкое использование понятий «обратная связь» и «коррекция» для объяснения процессов, с помощью которых партнеры согласовывают свои усилия и достигают взаимопонимания.

Вслед за исследованиями коммуникативного процесса и почти параллельно с ними проводились исследования межличностного восприятия. Было обнаружено значительное количество шаблонов восприятия, которым можно было придать значение структурных элементов общения. Появилась возможность предвидеть поведение. Далее развернулись исследования межличностного взаимодействия. Акцент сместился с анализа информационных потоков на анализ процессов и результатов, которые коммуникация обеспечивала или стремилась достичь. Важнейшими понятиями стали «влияние», «дистанция», «сценарий» и другие. Исследование общение продолжилось уже как исследования межличностных отношений: изучение долгосрочных феноменов (знакомство, становление отношений, преодоления осложнений, распад и др.), Близость к реальным жизненным задач (семья, служебные отношения), камерность акцентов (любовь, дружба, близость). Актуальность приобрели такие проблемы, как обсуждение содержания общения, фиксация стабильных структурных характеристик (например, вражда, симпатия, взаимные подозрения, доминирование, борьба, манипуляция).

— взаємний обмін суб'єктивним досвідом людей, що знаходяться в просторовій близькості, мають можливість бачити, чути, торкатись один одного, легко здійснювати зворотний зв'язок. Межличностная коммуникация - взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Следует подчеркнуть, что при анализе межличностного общения можно использовать как объективные средства (позиция внешнего наблюдателя), так и субъективные средства (позиция включенного в общение субъекта). В первом случае исследование направлено на получение схематического среза процесса общения (статический аспект), во втором - целью является изучение живого общения (динамический аспект). Известные модели межличностной коммуникации отражают данную отличие исследовательских интересов.

Линейная модель (рис.1.1) изображает коммуникацию как действие, в рамках которой отправитель кодирует идеи и чувства определенного вида сообщения и после этого отправляет его получателю, используя любой канал (речь, письменное сообщение и т.д.).

лыныйна

Если сообщение достигло получателя, преодолев разного рода «шумы», или помехи, то коммуникация считается успешной. Данная модель привлекает внимание к ряду важных моментов в процессе коммуникации - в частности, каким образом различные каналы могут влиять на средство, которым получатель реагирует на сообщения. Например, все равно будет воспринята фраза «Я вас люблю», если произнести его при личной встрече или по телефону? Линейная модель показывает также и то, как «шум», помехи различного рода могут исказить сообщение.

Можно выделить два типа «шумов», блокирующие коммуникацию: физический и психологический. В первом случае речь идет о физических помехи - например, шумный, наполненный сигаретным дымом помещение, в котором тяжело сосредоточиться, быстро наступает усталость. Примерами помех второго типа могут быть сильное эмоциональное возбуждение или крайне заниженная самооценка, что не позволяет человеку быть достаточно точной при восприятии отправленного ему сообщение.

Линейная модель позволяет рассматривать коммуникацию как односторонний процесс - от отправителя к получателю. Однако подобный способ передачи сообщений характерен в большей степени для письменной коммуникации, средств массовой информации или для общения, в котором партнер воспринимается как объект воздействия. Таким образом, линейная модель частично охватывает особенности процесса межличностного общения.

Интерактивная модель (рис.1.2) в качестве обязательного элемента коммуникативного процесса вводит обратную связь, наглядно демонстрируя круговой характер коммуникации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняются местами.

ынтерактивна

Если первые две модели изображают коммуникацию как ряд дискретных актов, имеющих начало и конец, в которых отправитель детерминирует действия получателя, то трансакционная модель (рис.1.3) представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами.

трансакцыйна

В каждый конкретный момент собеседники одновременно способны получать и декодировать сообщения партнера, отвечать на них, реагировать на его поведение, отправлять собственные сообщения. Эта модель позволяет увидеть, что дискретный акт коммуникации трудно отделить от событий, которые ему предшествуют и следуют за ним. Таким образом, коммуникация представляет собой процесс, в котором люди формируют отношения, взаимодействуя друг с другом.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *