«Бес противоречия» Эдгар По

«Бес противоречия» или «Демон извращенности» (англ. The Imp of the Perverse) - рассказ американского писателя Эдгара Аллана По, опубликованная в Graham's Magazine (англ.) Русск. в 1845 году. В произведении раскрывается проблема аутоагрессивного поведения, психологического феномена, который автор метафорически изобразил в виде терзающего человека «беса противоречия». Герой рассказа, от имени которого ведется рассказ, объясняет свою тягу к саморазрушению внутренне соблазном действовать таким образом именно потому, что так поступать нельзя.

«Бес противоречия» сокращенно

Действие происходит в тюремной камере, где приговорен к смертной казни рассказчик объясняет неизвестном слушателю, как он оказался в таком положении. Возбужденный психическое состояние рассказчика наталкивает на мысль о возможной ненадежности его слов. Тем не менее, герой признается, что он является лишь одной, из бесчисленного множества жертв «Беса противоречия», феномена, который заставляет людей делать разрушительные для самих себя поступки. Для него этим поступком стало публичное признание в убийстве.

Зная, что жертва имеет привычку читать перед сном в плохо проветриваемом помещении, рассказчик убивает человека с помощью свечи, выделяет ядовитые пары. Не найдя на месте преступления никаких доказательств, коронер устанавливает, что смерть наступила «от руки Божьей». Унаследовав имение убитого, рассказчик в течение многих лет наслаждается своим новым положением, будучи уверенным в недоказуемости своей вины.

Рассказчик остается вне подозрений, пока мысли о собственной безопасности не становятся навязчивыми. Он успокаивает себя, повторяя сначала едва слышно, потом тихо: «нечего бояться». Позже он ловит себя на мысли, что его безопасности ничего не угрожает, только если он сам по своей же глупости не признается в преступлении. Им овладевают неконтролируемые мысли, подталкивающие его признания, в возможность которого он до конца не может поверить. Рассказчик бежит по улицам города, поднимая подозрение у прохожих, которые начинают его преследовать. В конце концов, не в силах справиться с искушением, он останавливается и, почувствовав, как «невидимый дьявол» ударяет его в спину, выкрикивает признание. Его судят и приговаривают к смертной казни через повешение.

Анализ «Бес противоречия»

В рассказе говорится о том, что у всех людей есть склонность к саморазрушению, в том числе в рассказчика. Его признание в убийстве мотивированы не чувством вины или раскаяния, а неконтролируемым желанием рассказать о своем злодеянии, осознавая при этом, что так делать ни в коем случае нельзя. По был одним из первых, кто обратил внимание на подобное отклонение человеческой психики. Его симптоматика схожа с той, которую современные психологи приписывают к обсессивно-компульсивнх расстройств. «Беса противоречия» можно считать одной из первых попыток описания таких психологических понятий как подсознание и вытеснения, которые позже были теоретизирований Зигмундом Фрейдом.

Многие герои По демонстрируют неспособность противостоять «черту противоречия», в том числе убийца в «Черном коте» и рассказчик в «Сердце-обличитель». Противоположность этому импульсу наблюдается в герои детективных рассказов По - Огюсте Дюпен, который в своих поступках и рассуждениях строго рациональный и логичный. Один из самых ранних упоминаний этого психологического явления (тогда еще не мало названия) можно найти в «Повести о приключениях Артура Гордона Пима». В одной из сцен главный герой побеждает сильнейшее желание броситься вниз с отвесной скалы.

Критика «Бес противоречия»

В 1845 году в Broadway Journal (англ.) Русск. По писал о том, что «Бес противоречия» получил жесткую оценку от журнала Nassau Monthly. Назвав рассказ «ерундой», автор критической статьи отметил, что цепочка рассуждений По и его философскую идею было трудно проследить. «Он мечется от трущоб френологии к трущоб трансцендентализма, затем идет в меметафизику в широком ее понимании; затем, через множество скучных страниц, бросается в открытое пространство индуктивных философских суждений, пока наконец не загоняет беднягу в угол и самым безжалостным образом не убивает его, затыкая к смерти длинной палкой ».

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *