«Божественная комедия» сюжет

«Божественная комедия» - поэма Данте Алигьери, его основное произведение считается шедевром мировой литературы, написанный тосканским диалектом.

«Божественная комедия» сюжет

Согласно католической традиции, потусторонний мир состоит из ада, куда навеки попадают осужденные грешники, чистилища - место пребывания грешников искупают свои грехи, и рай - обитель блаженных.

Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира, с графической определенностью, фиксируя все детали его архитектоники. Во вступительной песни Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, спасая его от трех диких зверей, которые загородили ему путь, предложил Данте совершить путешествие потусторонним. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей любимой Данте, он без колебаний следует за поэтом.

ад

Ад имеет вид огромной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которых упирается в центр земли. Пройдя преддверием ада, что населенный душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где находятся души добродетельных язычников, которые не знают истинного Бога, однако приблизились к этому познанию и за то лишенных адских мук. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры - Аристотеля, Еврипида, Гомера и др. Следующий круг заполнено душами людей, когда предались необузданной страсти. Среди них Данте видит Франческу да Римини и ее возлюбленного Паоло, ставших жертвами запретной любви друг к другу. По мере того как Данте, спускается все ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников, принужденных страдать от дождя и града, скряг и прожигателей, которые устали катят огромные камни, гневных, что тонут в болоте. За ними следуют охвачены вечным пламенем еретики и ересиархов (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращенные в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем , лжецы всех родов, муки которых весьма разнообразны. Наконец Данте проникает в последний, 9-е круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей, из них самые крупные - Иуда Искариот, Брут и Кассий, - их грызет своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обреченный на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песня первой части поэмы.

чистилище

Миновав узкий коридор, соединяющий центр земли со второй полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окруженного океаном острова, высится в виде усеченного конуса гора - чистилище, подобно аду состоит из ряда кругов, сужаются по мере приближения к вершине горы. Охраняет вход в чистилище ангел. Он впускает Данте в первый круг чистилища, написав предварительно у него на лбу мечом семь P (Peccatum - грех), то есть символ семи смертных грехов. По мере того как Данте поднимается все выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, написанных часовым чистилища. Круги последнего населенные душами грешников, которые искупают свои грехи. Здесь очищаются гордецы, которые вынуждены сгибаться под бременем, завистники, злы, нерадивые, алчные и др. Вергилий доводит Данте к воротам рая, куда ему не крещен, нет доступа.

рай

В земном раю Вергилия сменяет Беатриче, которая восседает на запряженной грифом колеснице (аллегория господства церкви); она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветленного на небо. Заключительная часть поэмы посвящена путешествиям Данте по небесному раю. Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планет (согласно распространенной тогда птолемеевой системе): сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. Д., За ними следуют сферы неподвижных звезд и хрустальная сфера - по хрустальной сферой расположен Эмпирей - бесконечная область, населенная блаженными, которые смотрят Бога, - последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. Пролетая по сферам, ведомый Бернардом, Данте видит императора Юстиниана, знакомит его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру, чьи сияющие души образуют сверкающий крест; возвышаясь все выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию, янголивв и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» - местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается к высшей благодати, достигая общения с Создателем.

Не отвергая учение о творении, используя неоплатонические схемы рассуждений, Данте учит о том, что человек имеет двоякую - смертную и бессмертную - природу, что она среднее звено между бренным и нетленным и потому имеет двойное назначение, передумовлюеться к двокинцева цели.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *