Почему Гобсек считает себя властелином мира?

Почему Гобсек считает себя властелином мира?

Ростовщичество - главная сфера практической деятельности Гобсека. Отдавая деньги в долг под большие проценты, он фактически грабит своих «подопечных», пользуясь их крайней нуждой и полной от него зависимости. Ростовщик считает себя «властелином жизни», так как внушает страх своим должникам - богатым МОТ. Упиваясь властью над ними, он с вожделением ждет, когда наступит срок напомнить прожигатель жизни, что пора расплачиваться за удовольствия, полученные с помощью его денег. Он считает себя олицетворением карающей судьбы. «Я появляюсь как возмездие, как укор совести» - этой мыслью он упивается, ступая грязными ботинками по роскошных коврах аристократической гостиной.

Педантичный и бездушный ( «человек-машина», «человек-вексель»), Гобсек для Бальзака - является воплощением той силы, которая бескомпромиссно пробивается к власти. , О.Бальзак стремится проникнуть в истоки непоколебимой уверенности в себе и могущества этой силы, пытливо вглядываясь в сущность этого лица. Тут-то Гобсек и возвращается к читателю с другой своей стороны. Ростовщик-практик предстает перед нами как буржуа-философ и проницательный аналитик. Исследуя законы этого мира, Гобсек открывает, что главным двигателем, определяющим общественную жизнь в современном мире, есть деньги. Следовательно, тот, кто владеет золотом, управляет миром. «Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? ... Золото - это духовная сущность всего нынешнего общества », - так формулирует свои представления о мире« мыслящий »ростовщик. Поняв это, Гобсек стал одним из обладателей страны. «Таких, как я, в Париже человек десять: мы обладатели ваших судеб - тихонько, никому не известных», - этими словами Гобсек определяет положение в обществе, которое занимают он и ему подобные.

В погоне за удовольствиями общество деградирует тем сильнее, чем больше в нем власть золота, считает Бальзак. Поэтому и «ростовщик-философ» становится жертвой пороков, на которых он успешно паразитировал: именно владение золотом стало для него разрушительной страстью. Его бережливость превращается в жадность, побуждает к бессмысленному накопления. Символическая смерть Гобсека в его каморке: купи товаров и продуктов, которые испортились, покрылись плесенью или уже гниют, золотые и серебряные монеты, прикрытые каменной золой, - вот все, что осталось от человека, ставшего жертвой золота. Судьба Гобсека закономерна, поскольку детерминирована всем характером современной жизни, а значит, при всей неординарности ростовщика-философа этот образ типичный согласно бальзаковского пониманием типа. Гобсек в описании Бальзака - воплощение беспощадного корыстолюбия, олицетворение безжалостной и всемогущей власти денег, под власть которых попадает все современное общество.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *