«Дамаскин» анализ

«Дамаскин» М. Павич анализ

Подзаголовок: рассказ для компьютера и циркуля

Автор: Милорад Павич

Сборник «Стеклянный улитка»

Литературный род: эпос

Жанр: новелла

Стиль: постмодернизм

Идеи рассказа «Дамаскин»:

  • Следует заботиться о «храм души».
  • Грехи необходимо искупить, а долги платить.
  • Любовь - удивительное и непредсказуемое чувство.

Композиция 6 разделов между которыми есть два перекрестка и два возможных финала (читатель сам выбирает, какой раздел дальше читать) - «Строители», «Обед»; Перекресток № 1: «Третий храм», «Дворец»; Перекресток № 2: «Столовая» - Финал № 1; «Спальня» - Финал № 2.

Главные герои: ректор сербских школ города Осиека господин Николлич фон Рудная, его дочь Атиллия, зодчий Йован Дамаскин, зодчий Йован Лествичник.

Варианты прочтения:

  • вариант 1: «Строители», «Обед», «Третий храм», «Дворец», «Столовая», «Спальня»;
  • вариант 2: «Строители», «Обед», «Третий храм», «Дворец», «Спальня», «Столовая»;
  • вариант 3: «Строители», «Обед», «Дворец», «Третий храм», «Спальня», «Столовая»;
  • вариант 4: «Строители», «Обед», «Дворец», «Третий храм», «Спальня», «Столовая».

Методы в рассказе «Дамаскин»

методы

примеры

Развернутые (похожи на барочные) метафоры - Вы думаете, я играю? - Улыбнулась она в Дамаскина.- Где там! Этими звуками я поливаю цветы в саду от окнами. ... Что сказать о домах? Просто, некоторые из них имеют талант нас любить, а какие - нет. Дома - это по сути непрерывное переписка между домом и теми, кто в них живет
парадоксальные портреты Один из строителей был старый, испуганный человечек, короткорукий и такой молчун, что когда его заставляли заговорить, рот его хлопал, как рыбий михур.Дамаскин был хороший, но левша, с крепкими икрами и плотной черной бородой с золотой защелкой. Локти и запястья у него были перевязаны белыми платками, как это делают саблисты. Когда они на- падают, платки развеваются и сбивают с толку противника - тот не знает точно, с какой стороны следует ждать удара. Но молодой Дамаскин не носил ни сабли, ни ножа. Почти все время молчал, хотя непрерывно что-то делал руками
Каталогизация, «плетение словес» Имена строителей, географические названия, вещи (например, мебель в комнате все начинались на «с»)
  • Ирония - неизвестному, который напал на спящего Дамаскина, не удалось его убить, то вдруг «досадно забурчало в животе»;
  • гипербола - в Атилии так много мечтаний и ощущений, которые ежедневно приходится забывать "не пудами или килограммами, а тоннами»;
  • афоризмы - «Если хочешь долго и счастливо прожить на земле, не щади себя ни в чем»;
  • эпитеты, сравнения и др.

Черты постмодернизма в рассказе «Дамаскин»:

  • игра с читателем (несколько вариантов прочтения)
  • создание местного колорита с помощью балканских имен, географических названий и бытовых деталей (Йован, Лаушевич - имена и фамилии; Карловицах, Паннония - географические названия; ветошь, видлежаны в табаке для трубки - еда и напитки);
  • использование мотивов византийской и поствизантийской культуры (храмы древнегреческого образца, мифы).

Содержанию пласты:

  • исторический (жизнь Сербии - две империи, три веры, множество языков)
  • Философско-символический (проблемы разрозненных этносов, стремятся духовно возродиться)
  • ассоциативный (использование читателем своего жизненного опыта для осмысления текста);
  • гипертекст (единство всех времен и исторических фактов).

Три церкви на чертеже Йована Лествичника:

  • храм из самшита (храм души, состоящий из земных деяний и мыслей человека)
  • каменный храм (храм - ступенька для духовного самосовершенствования)
  • храм на небе (чистота, духовный подъем, тайна).

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *