«Доктор Серафикус» образы

Главные герои «Доктор Серафикус» - Насекомое, Корвин, Сен Эльснер

«Доктор Серафикус» образы

Образ Насекомые-Серафикус

В центре романа амбивалентный образ Насекомые-Серафикус, который отмечается феноменальной памятью, и часто этот интеллектуал даже забывает, куда идет. Фактически в обществе нет запроса на его интеллект. И от этого у него тихая истерия, неврастеничных страх к людям, одиночество и скука. Он является героем отчужденным и обреченным жить в абсурдном мире.

Василий Хрисанфович Насекомое главный герой «Доктор Серафикус», в значительной степени проекцией личности самого писателя: он - эрудированный интеллигент рационалистического склада, ученый, абсолютно городской человек, которая высоко ценит комфорт. Друзья называют его Доктором Серафикус, за странную характер, непохожесть на других, отчужденность, аскетическую одиночество, полную оторванность от действительности, а также за целомудрие убеждений.

Связи Доктор Серафикус с окружающим миром очень слабые, он бы находится вне его, поддерживает только самые необходимые контакты. События ХХ века привели к тому, что люди, живя в одном доме, в соседних квартирах, могут быть незнакомыми и даже не здороваться при встрече: «два метра, отделявшие двери их комнат, оставались отдаленные от всех удаленности» Профессор Насекомое живет сам по себе, без семьи, детей, почти без друзей, он избегает людей, потому что после общения с ними «возвращается домой меньше человеком», но от такого одинокого существования человек не получает удовольствия, только чувствует угнетение и дискомфорт.

Знакомство Сен с Серафикус, по моему мнению, является кульминацией романа. Именно в их диалогах ощущаются господствующие дискуссии тех лет. Разозлившись, Серафикус говорит о своей серафичнисть, о том, что он слишком слаб, чтобы выдержать, женившись, себя самого: «Я не хочу иметь жены или той. Я хочу всех ». Автор уточняет, что Насекомое гордится своим одиночеством, что кабинетную замкнутость он подносит к философской теории абсурдности, например, когда хочет иметь ребенка от себя самого. Абсурдный мир порождает абсурдную теорию. Человек, став игрушкой своей судьбы, играет сама с собой. Насекомое таким и был, «путешествовал в представлении стране необязательных впечатлений», а дома, тучи сгущались в звуки ненаписанного оркестра.

Парадокс проявляется в том, что Насекомому автор противопоставляет Ирцю, маленькую девочку, для которой каждый день и каждый миг полна открытий, которая умеет искренне всем удивляться и радоваться. На примере отношений Серафикус и Ирке В.Домонтович демонстрирует первую модель отношений, так называемую «брачный договор» между профессором и девочкой, которая стремилась стать «насекомое мамой».
Главный герой имеет собственный взгляд на любовь и отношения с противоположным полом: женская красота всегда волновала Василия Хрисанфович, но он «никогда не претендовал на то, чтобы владеть красотой в живом теле женщины». Доктор Серафикус выступает против отношения к женщине как к сексуальному объекту, считает, что от созерцания женской красоты можно получать эстетическое удовольствие, как от поэзии, музыки, живописи. Он не знает стоит любовь того, чтобы его переживать, вообще, может ли человек ХХ в. позволить себе любить:

«Для человека скромного и неловкой, к тому же перегруженной работой, семинарами, лекциями, общественными нагрузками, заседаниями предметов комиссий, научными докладами, правки корект, любить женщину - это, собственно, практически почти совсем невыполнима вещь»

Именно поэтому роман Доктор Серафикус с Таисией Павловной был напиввигаданою и неопределенной историей, в которой было много серафического и иллюзорного. Они долгое время были соседями, но оставались незнакомыми и чужими людьми, Насекомое даже не мог решить надо ему здороваться с соседкой. Но с того дня, как Тася вошла к нему в гости и предложила поехать вместе за город, в нем проснулось чувство каких-либо прав на нее, возможностей и обязанностей:

«Это он, а не кто другой, мог бы сидеть с ней вдвоем вечером на диване, читая книги или так о чем-то разговаривая, это он мог бы возвращаться с ней из театра»

Так, он создает вымышленный роман, но в то же время представляя сам факт интимных отношений, не может смириться, что может быть их участником: это не для него, потому что «как привлекательная вечерняя тишина, ласковая сжатость рук, прочувствованное тепло женского лица, и еще привлекательная возможность работать у себя в комнате, и чтобы никто не мешал труда ». То есть Насекомое не согласен пожертвовать своим внутренним спокойствием, отлаженным, устроенным, монотонным, размеренным и распланированной жизнью ради женщины и такого сомнительного чувства как любовь. Поэтому он сохраняет свое чувство «целомудренным, простым и нежным годами».

Такими же серафического были и отношения Корвина с Таней Беренс: «моя тогдашняя влюбленность в невесту кажется мне теперь смешной выдумкой, моя невинная серафическая сдержанность в отношении к девушке - неуместным курьезом».

Образ Сен Эльснер

Для Тани смысл жизни заключается лишь в том, чтобы найти себе мужа, иметь детей и «домашний очаг»; писатель противопоставляет ей Сен Эльснер, протестующей против общественных традиций, норм морали, рутины и мещанства: «Сен ненавидела интеллигенцию, парляментаризм, либерализм, слова о прогрессе, прогресс, эволюционизм, идеалы добра и гуманистической благости», то есть она отрицает все то, что было актуально, чем увлекались и о чем говорили, она пытается выделиться из толпы, доказать свою уникальность. Главной потребностью для этой женщины становится собственная независимость, способность себя содержать, самоутверждения; она интеллектуально развитая и духовно активная, поэтому предпочитает свободе, самореализации в жизни.
Ей импонировал максимализм революции и призыв перестроить мир, но она быстро теряет веру в этих идеях. Новое ее желание - стремление собственного становления и формирования себя как неповторимой индивидуальности. Чтобы понять и утвердить абсурд эпохи «Сен связала голову платком и пошла работать на фабрику. Она работала круг станка и переводила Верлена ». Все ее поступки - это бунт против традиций: «Сен только потому и поступила в студию (при курбасовского« Молодом театре »), которая была женщиной». Она бунтует и против стремления людей к славе: «удовлетворилась из первых успехов и первых признаний», потому что «Сен осознавала, что культ естетного пассивного формализма, оторванным от жизни и современности, уходил в прошлое». Она утверждает, что слава и признание не стоят того, чтобы стремиться их достичь, не стоят затраченных усилий.

Даже брак стал для нее с одной стороны выходом из абсурда: «Она вышла за него только из чувства усталости и равнодушия, потому, что это создавало для нее какой-то выход», а с другой - бунтом против общепринятого взгляда на брак:

«Это был один из современных браков, когда женщина жила в одном городе, а человек в другом. ... Они не дружили с мужем, но и не враждовали; были одновременно женаты, равнодушны и чужие ».

Сен стремилась жить на собственные средства, поэтому, хорошо владея английским, занималась переводческой деятельностью, тем самым утверждая право женщины на интеллектуальное полноценное самостоятельную жизнь. У нее свой взгляд на любовь и отношения между мужчиной и женщиной:

«- Не все ли равно для вас, с кем вы услышит свое желание, а для меня - с кем я? Вы и я, мы любили позавчера, вчера, а может, и сегодня перед тем, как встретиться ».

Кое ее слова звучат в унисон с мыслями Корвина: «Влюбленный? ... Это слово не имеет никакого смысла. Любовей много и стремлений еще больше »,« Теперь я позволяю любви принимать все возможные случайные формы. В своем обращении с женщинами я следую фра Филиппо Липпи: встретив женщину, ему нравилась, он делал попытку полюбить ее, и, когда ему не везло удовлетворить свое желание, он рисовал ее портрет ».

Сен превратила отношения между мужчиной и женщиной в своеобразный эксперимент: «Зачем торопиться, когда все предрешено? Конец романа может быть неравнодушным только тогда, когда его обратить на начало любви ». И эти слова заставляют задуматься: чем же закончится любовь? Затихают страсти, стихает сексуальное желание, приходит равнодушие, любовь превращается в привычку.

«Когда и какие-либо остатки любви, то только те, которые свойственны привычке. Только привычка, и еще вялость и безразличие не дают восстать против бывшего любви и обратить его в ненависть ... ».

То ли так построить отношения, чтобы этого не произошло? Чтобы любовь не обернулось в обыденность: «Любовь - символ нашей скуки. Следует тщательно избегать, чтобы, скрываясь от скуки в любви, не обратить самой любви на скуку ».

Сен сразу предусмотрела развитие отношений с Корвин: эта связь стала бы банальным и обычным романом, который закончится как только они оба удовлетворят свое желание и стихнут страсти. И поэтому она сразу отказывается от этого романа, ее заинтересовал Насекомое своей неординарностью, своеобразием, несексуальнистю, непохожестью на других. Сначала ее интересует его странное поведение, она воспринимает их отношения как игру, как эксперимент, ее интригуют размышления Серафикус о любви, но как любой женщине ей хочется, чтобы ее хотели, стремились ее привязанности:

«Сен понравилась чрезвычайность и своеобразие Серафикусових мыслей о любви, - все это было эффектно, парадоксально и риторически, - но она была совсем недовольна его поведения. Сен была уверена, что все Серафикусова разговор была направлена лишь на то, чтобы иметь повод поцеловать ее ».

В конце «серафичнисть любви Серафикусового преобладала мере ее терпения».
Жизненное поведение Серафикус является подтверждением его философской концепции, в то время как в Сен слова и желание несколько расходятся: она пропагандирует свободную любовь, лишенное условностей и ограничений, она протестует против банальности в любви, ее захватывает непредсказуемость и неординарность Насекомые, но в то же время вся ее сущность стремится любви, она хочет, чтобы он вел себя с ней так, как обычно ведут себя мужчины с женщинами, которые им нравятся. Поэтому поведение Серафикус ее интригует, но в то же время смущает и нервничает. Не дождавшись желаемой реакции от Насекомые, она вновь обращается к Корвина, который видел в ней прежде всего женщину, объект желания. В конце концов она пришла к выводу:

«Есть разные способы любви: можно в любви любить только себя, можно любить свою любовь к женщине и можно, наконец, любить не себя и не свою любовь, а только ту, которую любишь».

Для Насекомые любовь с Сен - это приобщение к миру людей, выход из своего внутреннего мира, но она полна противоречий, а потому не дает ему успокоения:

«Любовь к Сен было сложным чувством. Он колебался между противоположными настроениями. Он стремился любви, но и стремился любви отречься. Внутренняя его застенчивая неловкость была совмещена с нежным и тихим чувствами любовной благодарности, какой литургической кротости »

«Любовь он воспринимал как долг, накинених извне, которого он охотно ушел бы. Свой роман с Сен он нес как бремя, как принуждение, зденервовану неприятность ».

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *