Эсхил «Орестея» сокращенно

Эсхил «Орестея» очень сокращенно

Содержание трилогии - судьба рода Атридов, в лице его наиболее славных представителей Агамемнона и его сына Ореста. Перед троянским походом Агамемнон приносит в жертву свою дочь Ифигению. Он достигает своей цели и возвращается на родину победителем, но там погибает от руки своей жены Клитемнестры, действующий под влиянием жажды мести за смерть дочери и преступной любви к родственнику мужа, Эгиста. Малолетний сын Агамемнона, Орест, ни был свидетелем этой расправы: он воспитывался вдали от родины. Когда он вырос, он обратился к Аполлону с вопросом, что ему делать, то приказывает ему помнить прежде всего о долге мести. Подчиняясь этому приказу, Орест убивает мать, но этим навлекает на себя гнев Эриний, богинь мщения, которые отныне не дают ему покоя. Он ищет убежища в Дельфах, в храме Аполлона, тот обещает ему не покидать его и велит обратиться в суд Афины. Преследуемый Эринии, Орест бежит в Афины: сама богиня учреждает суд - поздний ареопаг, который оправдывает Ореста; умилостивлением оскорбленных Эриний, которые становятся Эвмениды, кончается трилогия.

Эсхил «Орестея» подробный перевод

В последнем поколении греческих героев Агамемнон, правитель Аргоса был мощным царем. Агамемнон провод над всеми греческими войсками в Троянской войне, ссорился и мирился с Ахиллом в «Илиаде», а затем победил и разорил Трою. Но судьба его оказалась ужасна, а судьба сына его Ореста - еще хуже. Им пришлось и совершать преступления и расплачиваться за преступления - свои и чужие.

Отец Агамемнона Атрей жестоко боролся за власть со своим братом Фиеста. В этой борьбе Фиест соблазнил жену Атрея, а Атрей за это убил двух маленьких детей Фиеста и накормил отца их мясом. Об этом людоедский пир потом Сенека напишет трагедию «Фиеста».) За это на Атрея и его род легло страшное проклятие. Третий же сын Фиеста, по имени Эгисф, спасся и вырос на чужбине, думая только об одном: о мести за отца.

В Атрея было два сына: герои Троянской войны Агамемнон и Менелай. Они женились на двух сестрах: Менелай - с Еленой, Агамемнон - с Клитемнестре. Когда через Елену началась Троянская война, греческие войска под предлогом Агамемнона собрались для отплытия в гавань Авлиду. Здесь им было двусмысленное знамение: два орла растерзали беременную зайчиху. Ворожбит сказал: два царя возьмут Трою, полную сокровищ, но им не миновать гнева богини Артемиды, покровительницы беременных и рожениц. И действительно, Артемида насылает на греческие корабли ветры, а в искупление требует себе человеческой жертвы - юной Ифигении, дочери Агамемнона и Клитемнестры. Долг вождя побеждает в Агамемноне чувства отца, он отдает Ифигению на смерть. О том, что случилось с Ифигенией, потом напишет трагедию Еврипид.) Греки отплывают под Трою, а в Аргосе остается Климнестра, иметь Ифигении, думая только об одном - о мести за дочь.
Двое мстителей находят друг друга: Эгисф и Клитемнестра становятся любовниками и десять лет, пока тянется война, ждут возвращения Агамемнона. Наконец Агамемнон возвращается, торжествуя, - и тут его настигает месть. Когда он омывается в бане, Клитемнестра и Эгисф набрасывают на него покрывало и бьют его топором. После этого они правят в Аргосе как царь и царица. Но в живых остается маленький сын Агамемнона и Клитемнестры - Орест: чувство матери побеждает в Клитемнестре расчет мстительнице, она отсылает его в чужой край, чтобы Эгисф не погубил за отцом и сына. Орест растет в далекой Фокиды, думая только об одном - о мести за Агамемнона. Отца он должен убить мать, и ему страшно, но вещий бог Аполлон властно ему говорит: «Это твой долг».

Орест вырос и приходит мстить. С ним его фокидський друг Пилад - имена их в мифе неразрывны. Они притворяются путниками, которые принесли весть, сразу и печальную и радостную: якобы Орест умер на чужбине, якобы Эгисфу и Клитемнестре больше не грозит никакая месть. Их впускают к царю и царице, и здесь Орест исполняет свой страшный долг: убивает сначала отчима, а потом родную мать.

Кто теперь продолжит эту цепь смертей, кто будет мстить Оресту? В Эгисфа с Клитемнестра не осталось детей-мстителей. И тогда на Ореста восстают сами богини мщения, чудовищные Эринии; они насылают на него безумие, он в отчаянии мечется по всей Греции и наконец припадает к богу Аполлону: «Ты послал меня на месть, ты и спаси меня от мести». Бог выступает против богинь: они - за древнюю веру в то, что материнская родство важнее отца, он - за новое убеждение, что отца родство важнее материнской. Кто рассудит богов? Люди. В Афинах, под присмотром богини Афины (она женщина, как Эринии, и она мужественная, как Аполлон), собирается суд старейшин и решает: Орест прав, он должен быть очищен от греха, а Эринии, чтобы их умилостивить, будет воздвигнуто святилище в Афинах , где их будут уважать под именем Эринии, что означает «богиня».
По этим мифам драматург Эсхил и написал свою трилогию «Орестея» - три продолжают друг друга трагедии: «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эринии».

«Агамемнон» сокращенно

«Агамемнон» - самая длинная трагедия трилогии. В Аргосе, на плоской крыше царского дворца, лежит дозорный раб и смотрит на горизонт: когда падет Троя, то на ближний к ней горе зажгут костер, его увидят через море на другой горе и зажгут вторых, потом третье, и так огненная весть дойдет до Аргоса: победа одержана, скоро прибудет домой Агамемнон. Он ждет без сна уже десять лет под зноем и холодом - и вот огонь вспыхивает, дозорный вскакивает и бежит оповестить царицу Клитемнестру, хоть и чувствует: не к добру это известие.

Входит хор аргосских старейшин: они еще ни о чем не знают. Они вспоминают в долгой песне все бедствия войны - и коварство Париса, и измену Елены, и жертвоприношение Ифигении, и нынешнюю неправедную власть в Аргосе: зачем все это? Видно, такой мировой закон: не пострадав, не научишься. Они повторяют припев:
«Горе, горе, увы! а к хорошему пусть будет победа ». И молитва словно сбывается: из дворца выходит Клитемнестра и объявляет: «Добру - победа!» - Троя взята, герои возвращаются, и кто праведен - тому добрый возврат, а кто грешен - тому недобрый.

Хор откликается новой песней: в ней благодарность богам за победу и тревога за вождей-победителей. Потому что трудно быть праведным - соблюдать меру: Троя пала за гордыню, теперь не впасть бы нам в гордыню самим: малое счастье верней большого. И точно: есть вестник Агамемнона, подтверждает победу, вспоминает десять лет мучений под Троей и рассказывает о буре на обратном пути, когда все море «расцвело трупами» - видно, много было неправедных. Но Агамемнон жив, близится и велик, как бог. Хор вновь поет, как вина родит вину, и вновь клянет зачинщицей войны - Елену, сестру Клитемнестры.

И вот наконец въезжает Агамемнон с пленниками. Он действительно велик, как бог: «Со мной победа: будь она со мной и здесь» Клитемнестра, склоняясь, стелет ему пурпурный ковер. Он отшатывается: «Я человек, а пурпуром лишь бога чтут». Но она быстро его уговаривает, и Агамемнон входит во дворец по пурпура, а Клитемнестра входит за ним с двусмысленной молитвою: "О Зевс-Свершитель, все исполни, о чем прошу!» Мера превышена: близится расплата. Хор поет о смутное предчувствие беды. И слышит неожиданный отклик: на сцене осталась пленница Агамемнона, троянская царевна Кассандра, ее полюбил когда Аполлон и дал ей дар пророчества, но она отвергла Аполлона, и за это ее пророчествам никто не верит. Теперь она отрывистыми криками кричит о прошлом и будущем аргосского дома: человеческая бойня, съеденные младенцы, сеть и топор, пьяная кровь, собственная смерть, хор Эрин и сын, казнящий мать! Хора страшно. И тут из-за сцены раздается стон Агамемнона: «О ужас! в доме собственном разит топор! .. О горе мне! второй удар: уходит жизнь ». Что делать?
Во внутренних покоях дворца лежат трупы Агамемнона и Кассандры, над ними - Клитемнестра. «Я врала, я хитрила - теперь говорю правду. Вместо тайной ненависти - открытая месть: за убитую дочь, за пленницу наложницу. И мстящие Эринии - меня! "Хор в ужасе плачет о царе и клянет злодейку: демон мести поселился в доме, нет конца беде. Рядом с Клитемнестрой встает Эгисф: «Моя сила, моя правда, моя месть за Фиеста и его детей!» Старцы из хора идут на Эгисфа с обнаженными мечами, Эгисф зовет стражу, Клитемнестра их разнимает: «УЖ и так велика жатва смерти - пусть бессильны делаются, а наше дело - царствовать! "Первой трагедии - конец.

«Хоэфоры» скорчено

Действие второй трагедии - восемь лет спустя: Орест вырос и в сопровождении Пилад приходит мстить. Он склоняется над могилой Агамемнона и в знак верности кладет на нее отрезан прядь своих волос.
Клитемнестра продолжает бояться Агамемнона и мертвых, ей снятся страшные сны, поэтому она прислала сюда с выпивкой своих рабынь во главе с Электрой, сестрой Ореста.

Они любят Агамемнона, ненавидят Клитемнестру и Эгисфа, тоскуют по Орестом: «Пусть я буду не такой, как мать, - молит Электра, - и пусть вернется Орест отомстить за отца "Но может быть, он уже вернулся? Вот на могиле прядь волос - цвет в цвет с волосами Электры; вот перед могилой отпечаток ноги - след в след с ногой Электры. Электра с Хоэфоры не знает, что и думать. И тут к ним выходит Орест.
Опознание происходит быстро: конечно, сначала Электра не верит, но Орест показывает ей: «Вот мои волосы: доклады прядь к моей голове, и ты увидишь, где она отрезана; вот мой плащ - ты сама соткала его мне, когда я был еще ребенком ». Брат и сестра обнимают друг друга: «Мы вместе, с нами правда, и над нами - Зевс» Правда Зевса, веление Аполлона и волю к мести соединяют их против общей обидчице - Клитемнестры и ее Эгисфа. Перекликаясь с хором, они молятся богам о помощи. Клитемнестре снилось, будто она родила змею и змея ужалила ее в грудь? Пусть сбудется этот сон! Орест рассказывает Электре и хора, как проникнет он во дворец к злой царицы; хор отвечает песней о злых женщин былых времен - о женах, которые из ревности перебили всех мужчин на острове Лемносе, о Скилле, которая ради любовника погубила отца, о Алфей, которая, желая отомстить за братьев, извела родного сына,

Начинается воплощение замысла: Орест и Пилад, переодетые странниками, идут во дворец. К ним выходит Клитемнестра. «Я проходил через Фокиду, - говорит Орест, - и мне сказали: передай в Аргос, что Орест умер; если хотят - пусть пришлют за прахом ». Клитемнестра вскрикивает: ей жалко сына, она хотела спасти его от Эгисфа, но не спасла от смерти. Неопознанный Орест с Пиладом входят в дом. Нарастание трагизма перебивается эпизодом почти комическим: старая нянька Ореста жалуется перед хором, как она любила его малюткой, и кормила, и поила, и стирала пеленки, а теперь он умер. «Не плачь - может быть, и не умер», - говорит ей старшая в хоре. Час близок, хор взывает к Зевсу: «Помоги!»; К предкам: «Измените гнев на милость!»; Оресту: «Будь тверд! если иметь крикнет: «сын», - ты дай ответ: «отец»
Заходит Эгисф: верить или не верить вестям? Он входит во дворец, хор замирает, - и из дворца раздаются удар и стон. Выбегает Клитемнестра, за ней Орест с мечом и Пилад. Она раскрывает грудь: «Пожалей! Этими грудью я тебя вскормила, в этих груди я тебя качала ». Оресту страшно. «Пилад, что делать?» - Спрашивает он. И Пилад, до этого не сказал ни слова, говорит: «А воля Аполлона? а твои клятвы? "Более Орест не колеблется.« Это судьба судила мне убить мужа! »- Кричит Клитемнестра. «А мне - тебя», - отвечает Орест. «Ты, сынок, убьешь меня, мать?» - «Ты сама себе убийца». - «Кровь матери отомстит тебе!» - «Кровь отца страшней». Орест ведет мать в дом - на казнь. Хор в смятении поет: «Воля Аполлона - смертному закон; скоро пройдет зло ».

Раскрывается внутренность дворца, лежат трупы Клитемнестры и Эгисфа, над ними - Орест, потрясающий кровавым покрывалом Агамемнона. Он уже чувствует приближение Эрин. Он говорит: «Аполлон велел мне, мстя за отца, убить мать, Аполлон обещал мне очистить меня от кровавого греха. Путешественником-просителем с масличной ветвью в руках я пойду к его алтарю; а вы будьте свидетелями моего горя ». Он убегает, хор поет: «Что-то будет?» На этом заканчивается вторая трагедия.

«Эринии» сокращенно

Третья трагедия, «Эринии», начинается перед храмом Аполлона в Дельфах, где середина земного круга; храм принадлежал сначала Геи-Земли, затем Фемиде-Справедливости, теперь Аполлону-вещателя. У алтаря - Орест с мечом и масличной ветвью просителя; вокруг хор Эриний, дочерей Ночи, черных и ужасных. Они спят: это Аполлон навел на них сон, чтобы вызволить Ореста. Аполлон говорит ему: «Беги, пересек землю и море, окажемся в Афины, там будет суд». «Помни обо мне», - молит Орест.

«Помню», - отвечает Аполлон. Орест убегает.
Появляется тень Клитемнестры. Она взывает к Эринии: «Вот моя рана, вот моя кровь, а вы спите: где же ваша месть?» Эринии пробуждаются и хором клянут Аполлона: «Ты спасаешь грешника, ты разрушаешь вечную Правду, младшие боги пренебрегают старших» Аполлон принимает вызов : происходит первая, еще короткая спор. «Он убил мать!» - «А она убила мужа». - «Муж жене - не родная кровь: матереубийство страшнее человекоубийству». - «Муж жене - родной по закону, сын матери - родной по природе, а закон всюду един, и в природе не святее, чем в семье и обществе. Так положил Зевс, вступив в законный брак со своей Герою ». - «Что ж, ты - с молодыми богами, мы - со старыми! »И они устремляются прочь, в Афины: Эринии - губить Ореста, Аполлон - спасать Ореста.

Действие переносится в Афины: Орест сидит перед храмом богини, обняв ее кумир, и взывает к ее суду, Эринии хороводом вокруг него поют знаменитую «вяжущее песня»: «Мы блюд кровавый закон: кто пролил родную кровь - тому поплатиться своей; иначе не станет рода! Он бежать - мы за ним; он в Аид - мы за ним; вот голос старинной Правды! "Афина предстает из храма:

«Не мне вас судить: кого осуж, то станет врагом афинянам, а я этого не хочу, пусть же лучшие из афинян сами свершатся суд, сами сделают выбор». Хор в тревоге: что решат люди? не свалится древний порядок?
Выходят судьи - афинские старейшины, за ними - Афина, перед ними - с одной стороны Эринии, с другой - Орест и его наставник Аполлон. Начинается вторая, главный спор. «Ты убил мать». - «А она убила мужа». - «Муж жене - не родная кровь». - «Я такой матери - тоже не родная кровь». - «Он отрекся от родства!» - «И он прав, - вмешивается Аполлон, - отец сыну роднее, чем мать: отец зачинает плод, мать только выращивает его в утробе. Отец и без матери может родить: вот перед вами Афина, без матери рожденная из головы Зевса! »-« Вершить суд », - говорит Афина старейшинам. Один за другим они голосуют, опуская камешки в чаши: в чашу осуждения, в чашу оправдания. Подсчитывают: голоса разделились поровну. «Тогда и я подаю мой голос, - говорит Афина, - и подаю за оправдание: милосердие выше озлобления, мужское родство выше женского». С тех пор во все века в афинском суде при равенстве голосов подсудимый считался оправданным - «голосом Афины».

Аполлон с победой, Орест с благодарностью покидают сцену. Перед Афиной остаются Еринии.Воны в неистовстве: рушатся древние устои, люди пренебрегают родовые законы, как наказать их? Наслать или на афинян голод, чуму, смерть? «Не надо, - убеждает их Афина. - Милосердие выше озлобления: пошлите афинской земле плодородие, афинским семьям многодетность, афинской государству крепость. Родовая месть цепью убийств подрывает государство изнутри, а государство должно быть прочным, чтобы противостоять внешним врагам. Будьте добры к афинян, и афиняне будут вечно чтить вас как «Благих богинь» - Эринии. А святилище ваше будет между холмом, где стоит мой храм, и холмом, где судит вот этот суд ». И хор постепенно умиротворяется, принимает новую почесть, благословляет афинскую землю: «Долой раздор, да не будет крови за кровь, да будет радость за радость, пусть сплотятся все вокруг общих дел, против общих врагов». И уже не Эринии, а Эринии, под руководством Афины, хор покидает сцену.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *