Фриш М. «Санта-Крус» краткое содержание

Фриш М. «Санта-Крус» краткое содержание

Главные герои

  • Эльвира - 35 лет
  • Виола - дочь Эльвиры
  • Ротмистр - человек Эльвиры
  • Пелегрин, путешествующий певец

События происходит в течение семи дней и в течение 17 лет.

Пролог

События происходят в кабаке. С одной стороны скучно играют в карты крестьяне, а с другой стороны - сидят врач и странствующий певец, который что-то напевает.

Певец вспоминает, напевая время от времени: «Яванский песня ... матросы, те смуглые черти с кошачьими глазами, всегда пели ее, как лежали на палубе и не могли уснуть из жары! Мы обходили большой Рог, семь недель обходили наши бочки провоняли, а месяц висел над морем, как серебряный барабан, как фонарь между мачтами ... а они все пели, целые ночи, долгие безветренные ночи ... »

Врач кричит Хозяйку - Жозефину, чтобы попросить еще вина. Человек, только вошел, рассказывает о том, как снег идет на улице, так что на кладбище во время похорон не могли найти могилу. А между тем Певец говорит будто и к Доктору, и больше к себе: «Она любила меня ... Может, я тогда, семнадцать лет назад, повел себя как негодяй, а все-таки, дорогой доктор, поверьте мне, -беззастережно, как верят в чудо - она меня любила! »

В разговоре он произносит ее имя, Эльвира, и Доктор спрашивает, не жена это Ротмистра, хозяина поместья и замка. А Жозефине тем временем рассказывает, что этот Певец, подхватив лихорадку, целый год болел, а вот теперь празднует выздоровление. Хозяйка в разговоре с певцом рассказывает о доброте Врача, который позволяет выжить безнадежно больным. Однако Певец считает себя здоровым сам, потому что так себя чувствует. Он любит жизнь и ценит его по-другому. «Почему они не живут?» - Спрашивает он у Доктора, показывая на людей в Ветчину. И поясняет: «Жизнь коротка. Разве вы не знаете? Почему они не поют? Почему не живут? .. Не живут ... »И действительно, люди именно спорят, кому кормить ослов, которых им купил Ротмистр, потому что они же понадобятся крестьянам весной. Но эти люди будто не понимают. Они арендаторы и относятся к замку. Но, видимо, они и в жизни только арендаторы, временные хозяева. А дает им возможность работать Ротмистр, который живет в замке вместе с женой и дочерью. Певец решает идти туда. Его отказывают, ведь хозяин больше всего любит порядок и не пускает посторонних. И Певец считает, что дело не в бедном одежде, ведь когда Эльвира любила его, то почему же теперь хоть не поздороваться. Он идет, оставляя в оплату на столе настоящий коралл. Хозяйка переживает из-за того, что он ушел из ее гитарой. А Врач говорит, что гитару вернут, ведь Певцу осталось жить разве что неделю.

Хозяйка. Что он еще только неделю жить?

Врач. Скажем так: он неделю жить ...

Как же проживет тот певец эту неделю?

Действие 1 "Санта-Крус" краткое содержание

Действие происходит в замке Ротмистра. Ротмистр именно освобождает девушку, который воровал постоянно у него табак. Тот обещает оплатить стоимость украденного, однако Ротмистр неумолим: «Должно быть порядок ...» А себе он говорит, что не может совершать иначе: «.. .я сделал бы плохую услугу. Он обнаглел бы, ему нужен правитель, которого он мог бы уважать, сам он не научится владеть собой вот хозяин замка отдает должное плату Парню и освобождает. Этот поступок и его мотивы сразу определяют характер и характер Ротмистра. Во время разговора его с Писарем, который записывает все, что произошло в замке, слуга принес дрова и рассказывает, что снег пошел сразу после прибытия чужак в замок:

«Уже семь дней и семь ночей идет снег. Такого еще ни разу не было. Вместе со снегом всюду западает тишина, все глубже и глубже. Снег засыпает лес, дороги, каждый камень, каждую ветку и каждый столбец, не остается ничего, тишина, тишина и снег, уже семь дней и семь ночей ... »

Он говорит, что никто не идет к своей каморки, там холодно. Все сидят на кухне вместе и боятся. Смеется и поет только чужак, который рассказывает странные истории о всяких чудесах, людей и страны, он видел. На вопрос хозяина, откуда он пришел, слуга ответил:

«Отовсюду, так сказать, только он рассказывал о Марокко, об Испании, о Санта-Крус ...»

Это слово как заставило встрепенуться Ротмистра, и когда вошла его жена погреться и велеть подавать ужин сюда, он говорит ей о Санта-Крус, приморский городок, пропахшее «рыбой и водорослями», и парня в грязном кабаке, который говорит: «Мы плывем в Гавайи. Видите вон то судно с красным вымпелом? »Тот парень будто забрал с собой часть его самого, Ротмистра, так он чувствует:

«Он жив, пока я жив ... Пока я жив, моя тоска не покидает его, он привязал ее к своему паруса, несет его морями, а я, сидя здесь, даже не знаю, где он волочится с моей тоской ... пока я работаю ... по гаванях, побережьях и городах, которых я не знаю ... »

Это как тот парень из Санта-Крус прожил жизнь, к которому стремился он сам. Ротмистр говорит, что чувствует себя уставшим и старым именно через этот факт. Эльвира ревниво возражает ему, потому что разве за этим не разочарование из-за того, что он остался с ней. Он доверчиво рассказывает о глубинном:

«Когда я, например вечером, на досуге сижу у тебя и читаю, - то что мы ищем в книге, как его, того, кто живет нашим другой жизнью, может, нашим настоящим жизнью, которой я сегодня жил бы сам, если бы сел тогда на чужое судно, выбрал море, а не сушу, страшное, а не определенное. Я ищу его, никогда не сходит мне с мысли, даже когда я радуюсь нашим счастьем ... нашим ребенком, нашей страной, когда на улице лето, когда я утром еду верхом полями, когда вечером над рожью, нашими рожью плывут все темные облака, - Господи, я знаю, что я счастлив! »

Эльвира и не подозревала, что ее муж может, любя порядок во всем, крюк стремиться изменений. Он объясняет:

«Если уж на то пишлося, то я твердо верю, что живешь до тех пор, пока есть еще цель, а не ее осуществления, в овладение, а не будни».

И тогда Эльвира велит накрыть стол еще на одного человека - странствующего Спивака. К удивлению мужа она отвечает, что теперь у мужчины есть возможность встретиться с его другой жизнью, ведь он этого хотел. К тому же она считает, что он должен знать: ее тоже посещают сны-воспоминания:

«Я не забыла. Он назывался Пелегрин ... Но женщина, видишь, не играет любовью, супружеской жизнью, верностью, человеком, с которым пошла ».

Она как бы сознательно пытается принизить образ Певца, которого пригласила на ужин, приписывая ему самые плохие внешние черты бродяг. Ей так хочется чувствовать себя во всем благодетельницей, недостижимой для любого. Зачем? Чтобы скрыть от всех свои сны, в которых образ ее бывшего возлюбленного такой романтичный. И вдруг, обернувшись, она действительно видит его, Пелегрина. Она поражена. Он говорит, что ненадолго, скоро пойдет, просто он болел, это выздоровел и должен поехать. И уже во второй раз (впервые он говорил Доктор) мы слышим:

«На Кубе есть ферма, сожжена, высохла ферма, которая ждет меня, чтобы давать плод: ананасы, персики, сливы, инжир, виноград! За месяц отплывает судно ... а за год, Эльвира, вы получите первую кофе »

Эльвира убегает. Он рассматривает комнату замка, любуясь портретом дочери Эльвиры, книгами. Он словно проживает в эти минуты жизни хозяев замка, когда входит Ротмистр. Он не сразу узнает в чужие того моряка, с которым когда-то собирался отплыть на корабле с красным вымпелом. Пелегрин напоминает, что то судно называлось «Виола». Они садятся ужинать, когда это слышится музыка и Пелегрин снова вспоминает: «Матросы, те смуглые черти с кошачьими глазами, всегда пели эту песню ...» Когда это вошла молодая девушка и Ротмистр представил ее: «Наша дочь. Ее зовут Виола ». Пелегрин переспрашивает. Он поражен. Картина тускнеют, а музыка звучит, и песня матросов приближается.

Действие 2 «Санта-Крус» краткое содержание

На палубе лежат матросы и поют ту же песню. Вдруг прекращают, и начинаются разговоры о ветре, который все нет. Среди них поэт Педро, которого все время связывают, потому что не верят его рассказам и одновременно стремятся их. Педро рассказывает историю Эльвиры и Пелегрина: «Семнадцать лет назад, говорю, он поднял ее на этом судне, она, девушка, называлась Эльвира, говорю вам, Эльвира, и он понес ее в каюту, верьте или нет, и там это случилось ... сегодня она жена Ротмистра и живет в замке далеко отсюда, на другой стороне Земли, там, где теперь зима. Мы не можем заснуть с жары, а там, подумайте только, там они сидят перед камином, Ротмистр и его жена. Они не знают, о чем говорить, так давно женаты ... »

Это рассказ о их капитана, это прибыл в замок. «Все ложь, наглая выдумка и ложь» - кричит один из матросов, и его поддерживают. Но Педро как вызывает в воображении те времена, о которых говорил, и вот снова говорят еще молодые Эльвира и Пелегрин. Он в восторге от нее, от моря, от свободы, от вина - от жизни. У него нет сомнений: она поплывет с ним: «А как ты завтра проснешься, будет уже утро, полный веселого солнца, полный лазури и ветра, утро без берегов, безграничный утро ...» Но Эльвира отвечает: «Я знаю, какой он будет, Пеллегрини, мы уже пережили его ». И мы понимаем, что Педро показывает сон, который снится Эльвире вновь и вновь все эти семнадцать лет. «И Ротмистр не может всего этого увидеть - что происходит в голове его жены, когда она спит».

Действие 3 «Санта-Крус» краткое содержание

В замке прошла уже полночь, но у стола сидит писарь, а на полу чемодан, у которой подстерегает раб. Из их разговора видно, что Ротмистр вдруг собрался поехать и пошел одеваться в камзол своей юности. Вскоре он появляется, чтобы закончить письмо Эльвиры. В нем он пишет, что этой ночью услышал, как она нежно произносит во сне мужское имя. Это не его имя! И теперь, по его мнению, он имеет право дать волю своей тоске, которая манит его отправиться в путешествие.

Ротмистр. Как остро я почувствовал после разговора с этим чужаком, что мы смертны! Перед нами вневременность, значительная неосознанность вещей; после нас вневременность, значительная неосознанность вещей, пустые пространства Бога, разбрызгивается в вулканах, испаряется в морях, цветет и увядает, гниет и каменеет и снова цветет в пущам Бог, не имеет глаз, чтобы увидеть свое безграничное лето - а мы его единственная надежда, что оно будет увиденное, что оно отразится в блестящих зрачках смертных человеческих глаз, мы, эта невероятная момент, что называется человечеством, мы, это исключительное явление на единственной планете, медленно остывает ... сам я, искорка этого момента во Вселенной ... Почувствовать это, узнать это, пережить это ...

По этому скрывалось желание почувствовать, что он еще жив, «какое это счастье, что живу, живу в этом дыхании - пока Нас не засыпал навсегда снег».

А между тем, по словам Писаря, госпожа Эльвира "в своей комнате плавает всеми морями сна ... и его снова похищены на судно воспоминания ...»

В «доме строя» воцарился дух авантюризма, принесенный Пеллегрини. А сам он чувствует, как жизнь потихоньку уходит, вытекая медленно: «Наверное, мне уже не очень долго жить ... За несколько часов начнет светать».

Неделя подходил к концу. Тот неделю, сказал ему Врач.

Действие 4 «Санта-Крус» краткое содержание

Действие происходит в Санта-Крус.

Педро вспоминает Санта-Крус таким, каким он был семнадцать лет назад. И тот же негр, который во время драки украл у Пелегрина серебряный амулет. И молодые Эльвира и Пелегрин, который говорит: «Ты действительно думаешь, что я мерзавец? Что я привожу тебя к этому ветчину и вдруг исчезаю, снимаюсь с китвици и бросаю тебя на произвол судьбы? Здесь, среди негров и матросов? .. »Но именно так он в конце концов и сделал. Ведь ее за его долг хотел забрать негр, у которого Эльвиру выкупил тогда Ротмистр и уже никуда не уплыл, оставшись с ней мужем, отцом ее ребенка, хозяином замка. А пока она умоляет Пелегрина, чтобы он женился на ней. И для него «брак - гроб для любви», средство отрезать у мужчины и те «небольшие крылья, которые человек уже имеет». Она говорит, что должен думать о ребенке, а он стремится только свободы. Для себя. Его манят Гавайи. «Что тебя привлекает на Гавайи? Почему этот остров где-то в Тихом океане кажется тебе таким удивительно красивым, лучше все? То ответ будет один: только из-за страха, что тебе пришлось бы отказаться от него. Вот что такое Гавайи ».

Это был извечный спор между мужчиной и женщиной, которые звало вместе любовь, и у каждого из них была своя правда.

Вдруг к ним придерется негр, предлагает устрицы, а Пелегрин говорит, что они воняют. Поднимается драка. Эльвира и Пелегрин идут. Появляется Ротмистр в костюме своей юности. Итак, время изменилось. Педро все это наблюдает, лежа связанным на переднем плане, когда к нему подходит этот благородный господин. Они говорят, и Педро будто открывает ротмистр его же душу, объясняет его поступки: «Вы не можете быть таким эгоистом, как хотели бы. Вы не можете делать так, как тот другой, ему всю жизнь завидуете ... Потому что никто не способен жить другой жизнью, чем то, которым он живет ... И я скажу вам, что вас ждет дальше: если вы еще раз приедете в Санта-Крус может, со временем, через много лет, и захотите уплыть где в мир, то никогда не будете иначе, чем сегодня. Вы не можете поступить иначе, вы человек знатного рода ».

Из дома решительно выходит Пелегрин, говоря Педро, что они плыть, потому что он не может остаться, чтобы его повесили, ведь в них перерисован герб. Жениться и остаться он не может. Его ждут Гавайи: «Вы послушайте, там цветут лимоны, ананасы, персики, инжир, финики, бананы, все вместе. Говорю вам: там нет зимы ... »

И снова Ротмистр просится к нему на судно, обещая заплатить. Пелегрин соглашается: «Гавайи?» (Как приветствие) «Гавайи» - отвечает Ротмистр.

Но этому произойти не суждено. Уже через несколько минут после того, как ушел Пелегрин, толпа любопытных, в центре которой были негр и жандарм, появляется на площади перед домом. И тогда Ротмистр выкупает Эльвиру в негра, узнав ее (ведь они были помолвлены). Он отплывать и одновременно не может так оставить Эльвиру, не подумав, что с ней будет дальше. А она говорит, что будет ждать: «Что же я, любя тебя, должна еще делать: как не ждать, не смотреть на твой вымпел, что теперь тонет на горизонте, и все же надеяться, все же любить! ..» Ротмистр спрашивает , о ком он говорит. «О ком? О тебе ... »- говорит Эльвира. И он остался. О событиях узнаем от Педро, уже не связанного (он держит путы в руках): «Они, Эльвира и Ротмистр, приехали к семейному замка. Он человек знатного рода. Я говорил: он не может поступить иначе. Родился ребенок. И так далее. Тот другой обошел Большой Рог, у Мадагаскара его схватили французы, ему светили галеры, спасла лихорадка, медсестра дала ему крови ... Все это мы уже знаем ».

А Пеллегрини между тем суждено прожить лишь одну ночь. Теперь, спустя семнадцать лет.

Действие 5 «Санта-Крус» краткое содержание

В замке Пелегрин лущит орехи, а Эльвира сидит в кресле, спрашивая, что именно рассказал Пелегрин ее мужу, или рассказал о том, что тогда было между ними. И он говорит, что рассказал ротмистр только о Гавайи. Слуга заходит и докладывает, что ночью хозяин уехал. Она в отчаянии и тревоге набрасывается на гостя: «Говорю тебе, Пеллегрини, наши супруги счастливое, вполне счастлив ... Диво дивное с тем супругами! Когда мы поженились тогда, семнадцать лет назад, я не знала, как крепко, как честно смогу когда любить его! Надо узнать друг друга так, как мы, хоть и не будучи влюбленными. Не знаю, я заслуживаю такого человека, как он! »Он надежный - вот главное. А теперь Ротмистр, наверное, думает, что она хочет остаться с Пеллегрини, поэтому и поехал в снежную ночь. Она упрекает Пеллегрини за это, спрашивая, чего он хочет. Он говорит, что это полная случайность, просто зашел поздороваться, узнав, кто живет в этом замке.

Она сердито спрашивает, он приехал, потому что они когда-то любили и теперь ему «захотелось увидеть, сколько той любви осталось»? И она вспоминает, как он прислал ей когда поздравления с Явы: «Из Кореи», - поправляет он. Тогда он пожелал ей верного и надежного мужчину. Вероятно, такого, каким не мог быть сам. Зачем? Эльвира считает: «Так, чтобы можно было самому уйти в царство утраченного, туда, где остаются молодыми и свободными, непреодолимыми! Вот что это значит. Ты не захотел жениться, чтобы сохранить для себя мое горячее чувство. Такого коварства надо поискать. Ты хотел чего-то большего, чем просто иметь у себя женщину: хотел находиться в ее снах! .. »Так и произошло. Любовь и ненависть так плотно сплелись в ней, что она уже не в состоянии и распознать, что чувствует на самом деле. Он не может и не хочет объяснять свои поступки, поскольку сейчас его суть - ожидание. Он знает чего. Он ест апельсин и вспоминает об одном астронома, который настолько был увлечен звездами и планетами, всего остального будто и не существовало. Он говорит иносказательно о космосе, холодный и пустой, какая между ними. Тем временем приходит Виола, дочь Эльвиры. Она напугана и утверждает: «Мама, в наш дом пришла смерть». Начинает плакать, а мать успокаивает ее, предлагая чая. Она идет крикнуть раба, а Пелегрин остается с Виолой. Он все понимает и говорит девушке, чтобы она не боялась, он еще жив. Они говорят о том, как много на свете хорошего: и музыка, и рисование, особенно когда ты сам все умеешь. Он вдруг вспомнил: «Я знаю раковину, которой не бывает, раковину, которую можно только представить себе, такая она красивая. «Но ты такая хорошая, как она!» - Говорил я девушкам, не любил их ». Эти слова он когда-то говорил Эльвире. И еще множества девушек, которые верили его словам, как и он сам, ибо тогда искренним: «Но девушки проходят мимо, они становятся женщинами, и женщины также проходят мимо - и в конце остается еще только раковина, которой не бывает, раковина, которую можно представить себе ». Вдруг Пелегрин спрашивает, сколько лет Виоле. Узнав, что ей семнадцать, всматривается в лицо. Раздается звон колокольчиков. И он говорит, что это, пожалуй, «Ротмистр, ваш отец ... Мы с вашим отцом знакомы семнадцать лет. Еще тогда он хотел на Гавайи так же, как сейчас ». Он велит ей идти встречать отца, а сам говорит себе: «Видно, Нельзя иметь и то, и другое вместе. Один имеет море, второй замок; один имеет Гавайи, второй ребенка ... »Он садится за клавикорды и застывает с белым лицом. Входит Эльвира с письмом Ротмистра. «Почему мы не можем быть честными?» - Спрашивает она в себя и открыто говорит: «Пеллегрини, хорошо, что ты пришел». Ее муж возвращается. Он снова не смог покинуть ее, потому что он человек чести и долга. Разговор их несколько натянута. И Эльвира вполне искренне говорит мужу: «Почему мы не можем быть честными? Для этого так мало надо. Если бы мы понимали друг друга! Ты убивал свою тоску, пишешь, годами убивал, чтобы не спугнуть меня, а я стеснялась своих снов, зная, что они бы тебя напугали. Мы не хотели разочаровать друг друга ... пока не пришел Пелегрин ». Вдруг она вскрикивает, увидев мертвого Пелегрина за клавикорд. И вдруг все поняли по-другому смысл его слов о том, что жизнь коротка. И Эльвира будто прозрела: «Мы обижали друг друга, все вместе. Бог рассудил много лучше нас ... Мы могли любить друг друга, все мы, теперь я вижу - жизнь не так, любовь большая, верность глубже, ей не надо бояться наших снов, нам не надо убивать свою тоску, не надо врать ... »

А стены словно раздвигаются, и вокруг Пелегрина появляются фигуры.

Первая фигура. Я принесла первую кофе с Кубы.

Друга. Я та девушка, с которой ты никогда не притронулся, Анатолия.

Третья. Я принесла тебе овощи, ананасы, персики, финики, виноград - это урожай следующего года.

Четвертая. Я и сестра, дала тебе крови в госпитале на Мадагаскаре.

Фигуры появлялись и уходили, напоминая о том, что произошло или не произошло в жизни Пелегрина. Девятой появилась смерть. Но последней была не она. Последняя сказала: «Я ребенок твоей крови, Виола, вновь узнает обо всем, еще раз начинает все».

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *