Гендерная социализация личности

Гендерная социализация личности

Гендерные представления личности формируются под влиянием гендерных стереотипов - набора общепринятых норм и суждений, касающихся существующего в обществе положения мужчин и женщин, норм их поведения, мотивов и потребностей. Гендерные стереотипы закрепляют имеющиеся гендерные различия и препятствуют изменениям в сфере гендерных отношений.

Гендерная социализация - это процесс усвоения человеком социальной роли, определенной для нее обществом от рождения, в зависимости от того, мужчиной или женщиной он родился.

Гендерные роли - нормы и правила поведения женщин и мужчин, основанные на традиционных ожиданиях, связанных с их полом. Они отличаются в обществах с различной культурой и меняются со временем.

Механизмы для осуществления гендерной социализации

  • Дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое - наказывается социальным неодобрением.
  • Дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах - семье, среди сверстников, в школе - и начинает подражать принято там поведения.

Общество при формировании половой роли и полового сознания ориентируется в воспитании на стандарты феминность - маскулинность, при этом толерантно относится к маскулинной поведения девочки, но осуждает феминистическую поведение мальчика. Источники гендерного конфликта ориентированы в детство. Так, девушки-спортсменки, занимающиеся мужскими видами спорта, в 7 раз чаще имеют мужскую направленность детских игр и в 15 раз чаще бывают лидерами в компании мальчиков.

Поло-ролевая социализация происходит в течение всей жизни человека, только взросления способствует формированию самостоятельности в выборе ценностей и ориентиров. При определенных обстоятельствах люди могут переживать гендерную ресоциализации, то есть разрушения ранее принятых ценностей и усвоения новых моделей поведения.

Главная роль в гендерном воспитании принадлежит освитньовиховним учреждениям. Ребенок проходит через ряд учреждений, образованных обществом: дошкольные, средние, высшие учебные заведения, внеучебные учреждения (центры, клубы, библиотеки) и учреждения культуры. На школьные годы ребенка приходится основной период формирования гендерной культуры, гражданских ценностей, осознание себя мужчиной или женщиной.

Важная роль в формировании гендерных ценностей принадлежит семейному воспитанию. Именно в семье в мировоззрении молодого человека формируются базовые представления о понятии мужского и женского. Родителям необходимо определенное установка на целенаправленное гендерное воспитание своего ребенка, осознание высокой ответственности за подготовку молодого или девушки. Они могут использовать современный педагогический опыт, поддерживая сотрудничество с учебным учреждением, учителями, слушать специальные лекции, читать литературу. Только при таких условиях возможно формирование у молодого человека гендерной культуры и отзывчивости.

На становление гендерной сознания влияют общественные (неправительственные), молодежные, женские, правозащитные организации, средства массовой информации, пропагандирующих идеи равенства, публикуют соответствующие материалы, выпускают учебные телепередачи.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *