«Кармен» Мериме анализ

Год написания - 1845

Автор - Проспер Мериме

Новелла Жанр: Новелла

Страстная история любви гордого баска дона Хосе Наварро и свободолюбивой испанской цыганки Кармен предстает перед глазами читателя опосредованно - через рассказ автора-рассказчика, археолога по профессии, который путешествует по Испании с целью установления местонахождения древнего города Мунди, известного еще со времен Юлия Цезаря.

Новелла состоит из четырех частей и начинается с цитаты греческого поэта Паллада Александрийского, объясняет злую сущность женщины, становится лучше только в двух жизненных ситуациях - любви и смерти.

Кармен как наиболее яркая представительница женской рода на примере своей судьбы подтверждает высказанную много веков назад литературную мудрость: упорная мошенница и блудница, подстрекает своих любовников и мужчин на преступления, она ведет себя благородно в любви и не отступает от своих представлений даже под страхом смерти. До последнего предана своему цыгане, готова ради него на все (подкуп, продажа своего тела, воровство и убийство) цыганка способна самоотверженно ухаживать за раненым, когда ему нужна помощь, и без сомнений бросить его при любом ограничении его свободы воли.

Главная трагедия Кармен в ее сильно развитой чувственности. Как представитель кочевого племени, лишенного корней, предпочтений и даже веры, цыганка живет мгновенными порывами если она любит, то любит сейчас; если она чего-то не хочет, то не захочет никогда. Кармен не привыкла ни в чем себя ограничивать и любой, кто пытается подогнать ее жизнь под строго установленные рамки, становится ей врагом. Смерть девушки трагическая, но естественная в понимании самой Кармен: она покорно отдается на волю, имеющего право убить ее, но не соглашается идти против своей внутренней сути.

Трагическая история любви обрамляется повседневными рассказами исследователя, который путешествует по Испании, во время которого рассказчик в начале знакомится с контрабандистом-разбойником доном Хосе (первая глава) и прекрасной цыганкой-мошенницей Кармен (второй раздел) и только потом уже узнает о том, как свела судьба этих героев и чем все закончилось (третий раздел). Последняя, ​​четвертая часть новеллы является культурно-этнографической справкой о происхождении, особенности характера и жизни испанских цыган, их языковой общности и отличия от кочевых народов других стран Европы. Поставленная в центр повествования история любви дона Хосе и Кармен приобретает дополнительную яркости: она оттеняется спокойным, лишенным страстей жизнью человека, который занят исследовательской делом.

Психологическая новелла «Кармен» лишена подробных описаний эмоций или пространных диалогов героев. Внутренние переживания персонажей автор передает за счет внешней экспрессивности (во внешности, одежде, жестах и ​​поведении) и сюжетных действий, которые говорят сами за себя: нападение Кармен на работницу Севильской табачной фабрики, многочисленные романы цыганки с целью грабежа богатых, убийство доном Хосе поручика, его столкновения с кавалеристами, «дуэль» между доном Хосе и мужем Кармен - Гарсией Кривым, убийство Кармен доном Хосе.

Художественный образ Кармен строится на принципе контраста: девушка красивая за счет причудливого сочетания прекрасного и безобразного; при всей своей бедности она носит неизменно яркую одежду; в ее характере сочетаются как низменные, так и прекрасные черты. В отличие от статического, сформированного задолго до начала рассказа, жизнь Кармен образ дона Хосе рисуется в динамике: в начале читатель узнает о честном кавалерийское жизни героя, затем знакомится с процессом его постепенного морального падения, вызванного страстной любовью к цыганке. Внешние неблаговидные поступки контрабандиста сочетаются с его внутренним благородством: дон Хосе умеет быть благодарным за помощь (автору-рассказчика), готов помочь раненому товарищу (в отличие от Кривого, который убивает «бремя» без лишних раздумий), не считает возможным стрелять в спину даже самому заядлому бандиту и сопернику в любовных делах (мужу Кармен).

Социальное падение дона Хосе не меняет его натуры и происходит в силу непреодолимых жизненных обстоятельств: стремление быть рядом с любимой женщиной и невозможности продолжать прежний образ жизни. Излишняя горячность, толкнула героя на убийство из ревности, не оставила ему другого выбора, кроме как стать контрабандистом. При этом до самого конца дон Хосе верил и надеялся на то, что все еще можно исправить: он несколько раз призывал Кармен бросить все и уехать в Новый мир с тем, чтобы зажить там честной жизнью, но его мечте не суждено было сбыться. Цыганка не представляла себе другой жизни, кроме как того, которое она вела в Испании, и не хотела связывать себя обязательствами с нелюбимым.

Реалистическое начало новеллы проявляется в ее социальной направленности, объясняет появление в Испании контрабандистов, разбойников и убийц. Социальное расслоение общества Мериме показывает, не уточняя, его причин, но по тому, что высшие военные должности занимают богатые люди, говорить о последних и не нужно - читатель сам может все понять без объяснений. По этой же причине автор избегает и оценочных суждений, даже по самому драматическому вопросу новеллы - убийство Кармен. Он намеренно закрывает свое произведение рассказом о том, кто такие цыгане, потому что переживать за судьбу конкретного цыганки читатель должен сам, в силу своих личных представлений о том, что случилось. Достаточно и того, что в новелле дается просьбу убийцы отслужить обедню за его душу и душу убитой им женщины, а также передать его серебряный образок матери.

Новелла Мериме лишена живописных описаний природы и бытовых подробностей. Художественное время ее действия располагается в двух пластах: настоящее (встреча рассказчика с доном Хосе и Кармен) и прошлом (рассказ дона Хосе о своей жизни и то, что случилось после первой встречи с рассказчиком). Основное место действия произведения - Кордова, дополнительное - Гибралтар. Вневременной рассказ о цыганах, которые неизвестно когда появились в Испании и расселились по всей Европе.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *