"Сказка старой мельницы" анализ

"Сказка старой мельницы" анализ

Автор - Черкасенко Спиридон

Год написания - 1913

Жанр - драма

Тема - борьба новых умовин и новых форм жизни древней "сказкой степей".

Проблематика - В центре драмы - конфликт между патриархальным укладом украинской жизни и новыми капиталистическими отношениями.

«Сказка старой мельницы» главные герои

  • Густав Вагнер - молодой и привлекательный горный инженер
  • Марьяна (Сказка) - внука Мельника, законах в Вагнера
  • Крамаренко - землемер;
  • Дед Мельник - дедушка Марьяны;
  • Таран - помещик;
  • Трофим - лакей Вагнера;
  • Марта - старая ключница Вагнера;
  • Анелька, Фанни - гости Вагнера;
  • Юрий - немой чабан.
  • Мария - невеста Вагнера

"Сказка старой мельницы" характеристика героев

Вагнер - горный инженер, стремится "цивилизовать" степь, превратить его в промышленный край. Вагнер вызывает осуждение в окружение за свои действия. В произведении С.Черкасенко Вагнера осужден именно за разрушение этой красоты: "Для Вагнеров навек умерла Сказка!"

Стремление Вагнера уничтожить Красоту не возражает принадлежность этого образа к романтическим, ведь Вагнер выступает в роли слишком прагматично-реального героя. Однако персонажа ведет высокая цель: он верит, что несет в массы культуру ( "Единая цель для всех - Культура"), что делает пользу для общества, неся цивилизацию в первоначальное степь и таким образом твердо стремится какого только ему известного идеала. А стремление героя к идеалу, бесспорно, подтверждает наличие романтического начала в произведении.

Густав Вагнер разрывается между стремлением к красоте и прагматизмом, искренне верит, что служит красоте, хотя на самом деле ее разрушает. Оказывается это в его отношении к женщинам: любит Марьяну и одновременно стремится жениться на Марии, потому что это дает ему большие перспективы в будущем.

Цивилизация степи, по мнению Густава Вагнера, должен принести пользу людям, а для Путника, мельника и Марьяны этот путь представляется губительным. Вагнер называет степи мертвыми и стремится их оживить, чем удивляет Марьяну.

Марьяна - олицетворение красоты, сказки. Ее практически все персонажи и называют Сказкой, а не именем. И попав в будние условия, сказка может погибнуть, что и произошло с девушкой.

Образ Путника является носителем того самого неоромантического идеала. Этот герой кажется другим странным, однако и он имеет цель, стремясь «искать воды живой по миру, / Чтоб сказку воскресит». Только его сказка не такая, как у Вагнера. Путевой стремится получить новую жизнь не для избранных, а для всех. Недаром впоследствии, когда на производстве зарождается недовольство рабочих, именно указанный выше герой фигурирует как один из выразителей настроений народных масс. В этом проявляется еще одна специфическая черта неоромантизма: интерес к социальным проблемам современности, не было присуще романтизма XIX века.

Герои этого произведения, как и рассматриваемого предварительно, также ищут определенного идеала: Густав Вагнер - цивилизации в степи, Марьяна - искренней любви, Путевой и Сусанна - счастье для всех, а не для избранных. Но не все герои достигают идеальной мечты: Марьяна погибает, Вагнер разочаровывается, а вот дальнейшая судьба Сусанны и Путника НЕ ​​фиксируется на страницах произведения. Вполне возможно, что они достигнут цели, ведь не ожидают пассивно ее прихода, а пытаются действовать.

Трагедия для героев «Сказки старой мельницы» заключается в том, что тоска по природного начала не может побороть железного развития цивилизации, который, однако, теряет на своем пути высокие чувства человека.

"Сказка старой мельницы" символизм названия

В названии драмы, несомненно, важную роль играет слово мельница, причем трактовать его можно в прямом и переносном смысле. События, воспроизведенные в драме, происходят у мельницы, среди главных действующих лиц выделяются старик-мельник и его внука, именно мельница мешает Вагнеру нести дальше в степи "цивилизацию", и поэтому он предлагает его снести. Но кроме такого прямого толкования слова имеется и другое. В славянской культуре мельница всегда ассоциируется с течением жизни, недаром говорят, что беда перемелется, или наоборот - что жизнь кого перемололо.

В случае с героями С.Черкасенко имеется в виду прежде всего последнее толкование. Жизнь, как неумолимый мельница, перемололо главных героев: погибает Марьяна-сказка (тело, может, и оживет - говорят другие персонажи, но не душа), умирает Юрий, сгорает в мельнице старый мельник, а Вагнер, хотя и остается жив, прощается со своими иллюзиями: у него в душе отмирает то светлое, что еще оставалось.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *