«Личинка» Джон Фаулз

«Личинка» ( «Червь») - роман Джона Фаулза. Действие происходит в Англии в XVIII в. В романе рассказывается о чрезвычайных и загадочные события, предшествовавшие рождению матери-основательницы религиозной секты «шейкеров» - Анны Ли, поклонницы практики безбрачия.

«Личинка» Джон Фаулз характеристика (анализ)

Название романа объясняется автором в прологе, отсылает к слову maggot, что имело смысл «прихоть, фантазия»; другие возможные интерпретации названия проясняются по ходу повествования. Стиль и использованы Фаулз приемы повествования позволили критикам отнести данный роман к литературе постмодернизма.

Хронология событий романа четко обозначена, они начинаются в конце апреле 1736, когда формируется группа основным участникам описываемых событий. Описываемые с разных точек зрения, сначала как некоторое личное видение автора, в дальнейшем они передаются от третьего лица и в форме допросов, проведенных под присягой юристом Генри Аскью по поручению его знатного нанимателя, вероятно, герцога, озабоченного исчезновением своего младшего сына. Постепенно проясняется внешняя сторона событий, согласно которой пропавший, называя себя «мистер Бартоломью», сопровождаемый сначала только своим глухонемым слугой Диком, нанимает трех спутников для осуществления таинственной путешествия. Этими спутниками становятся лондонская проститутка Ребекка Хокнелл, актер Джон Лейси и лицо без определенных занятий Дэвид Джонс. Каждый из них в процессе допросов преподает различные версии случившегося, в соответствии со степенью своей информированности и взглядов. Из их показаний читатель узнает, что образованный и чужое жизненных соблазнов «Бартоломью», желая вступить в контакт с некоторыми «хранителями воды», и опасаясь слежки за собой в дороге через Эксмур, нанимает Лейси и Джонса для того, чтобы они своим присутствием отвлекали на себя внимание. Роль Ребекки остается до конца не ясной. Предлагаемая в начале версия, что ее наняли для участия в оргии, а затем в сатанинском обряде, опровергается собственной версии Ребекки, согласно которому она стала свидетелем общения «Бартоломью» с членами Троицы сначала в Стоунхендже, а затем в Девонширский пещере; сам же «Бартоломью» вернулся на небеса, откуда он в каком-то смысле происходил. Современный читатель в ее описании может пропустить рассказ о контакте с внеземной цивилизацией или путешественниками во времени. Последняя часть книги посвящена дальнейшей жизни Ребекки и ее семьи, изменила свои сначала квакерской убеждения на более радикальные, близкие к камизаров.

На протяжении всей книги автор делится своим отношением к происходящему, объясняет мотивации героев рассказа исходя из присущих для того времени представлений различных состояний о предопределенности своего положения, роли своего «я», индивидуализма, прав женщин, прогресса. Автор также сообщает разнообразные подробности о быте и законы Англии 1730-х годов, помещая свое произведение в исторический контекст. Так, упоминаются принят за год до описываемых событий Закон о колдовстве, который сделал незаконным обвинения кого-либо в колдовстве; принят Закон о беспорядки, предусматривающий суровые наказания за малейшие правонарушения. В романе содержатся также отсылки к литературным произведениям и авторов XVIII-XIX веков. Так, Фаулз пишет, что стремился использовать приемы Даниэля Дефо . Он также сообщает, что Джон Лейси играл в пьесе Генри Филдинга «Пасквин» - интересно, что одна из пьес этого автора называется «Историческая ведомость по 1736». Упоминание в одном из писем Аскью о беспорядки, вызванные действиями капитана Джона Портьюса в Эдинбурге, может быть отсылкой к роману «Эдинбургская темница» Вальтера Скотта , в котором описываются эти беспорядки, а манера повествования напоминает приемы Фаулза в этом романе. Более того, рассказанная в романе Скотта устами его персонажа Дэвида Динса история о появлении дьявола в виде черного человека напоминает версию событий в Стонхендже, рассказанных Ребеккой Дэвиду Джонсу

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *