«Кукольный дом» характеристика Норы

Образ Норы в произведении «Кукольный дом» олицетворяет - женщину заботливую, ласковую и нежную к детям, мужчины, доктора Ранка, служанки. Но это только «вершина айсберга» на самом деле оно не так и счастлива ... Образ Норы вызывает желание сочувствовать этой женщине, удивляться ее беспомощности, понять ее действия, но никак не осуждать ее.

«Кукольный дом» характеристика образа Норы

Нора Хельмер - центральный персонаж пьесы «Кукольный дом», жена адвоката Хельмера, имеет, кажется, все необходимое для счастья: любимого мужа, детей, дом. Счастливо прожив с мужем немалое количество лет, она вдруг принимает неожиданное решение уйти из дома. Никто из домашних не догадывается, чем вызвано такое решение. Вдобавок никто не знает, что за внешней веселостью и шаловливостью Норы, этой «белочки», «певуньи-птички», скрываются огромное напряжение сил и способность на безоглядную самопожертвование. Как оказалось, жизнь Норы не было таким уж безоблачным и счастливым. Ей пришлось в течение ряда лет скрывать свой неблаговидный поступок: однажды Нора, чтобы добыть денег для лечения опасно больного человека, подделала на векселя подпись отца. Нора перенесла страшные душевные муки в ожидании той роковой минуты, когда ее тайна будет раскрыта. И вот наступает момент признания, момент испытания двух перед лицом бедствия. Но убийственный эгоизм человека проявляется во всей своей полноте. Хельмер не выдерживает испытания. Короткого времени опасности хватило, чтобы он сбросил с себя маску бесконечно любящего мужа и обнаружил свое истинное лицо. К прочтению рокового письма Хельмер произносит в адрес жены страстное признание в любви и преданности:

«Знаешь, Нора ... не раз мне хотелось, чтобы тебе грозила неминуемая беда и чтобы я мог поставить на карту свою жизнь и кровь - и все, все ради тебя».

Узнав о вине Норы, муж в полном смятении бормочет совсем противоположное: оказывается, у Норы «нет религии, ни морали, ни чувства долга ... меня, пожалуй, заподозрят в том, что я знал о твоем преступлении». Но вряд опасность отступает, как Хельмер, который недавно осыпал жену образами, называл ее «лицемеркой, лгуньей, преступницей», снова превращается в доброго и заботливого «советчика и руководителя». Все эти преобразования вполне оправдывают желание Норы покинуть «Кукольный дом», эту «большую детскую». Нора считает, что, прежде чем быть женой и матерью, она должна стать человеком. Она идет от человека, оставляя троих детей. Окончание пьесы - это диалог мужчины и женщины, который объясняет поведение и решения Норы. Вот диалог Норы с мужем

Какая неблагодарность! Или ты не была здесь счастлива », -« Нет, только веселая. Я была здесь твоей куколкой-женой, а дети были моими куколками ».

Она спрашивает мужа, почему он не защитил ее. Хельмер искренне удивляется:

«Но кто же пожертвует честью даже ради любимого человека?» - «Сотни тысяч женщин жертвовали, - возражает Нора и с горечью добавляет: - Мне стало ясно, что все эти восемь лет я жила с чужим человеком».

Ничто не может вернуть ее к прежней жизни, поэтому она выбирает неясное будущее, полное опасностей и трудностей, решается на самостоятельную жизнь в борьбе и лишениях. Норе необходимо пойти, чтобы «разобраться в самой себе» и во всем остальном, «воспитать себя самого». Пьеса была воспринята, прежде всего, как произведение, написанное в защиту женской эмансипации. Но для самого Ибсена основная суть его пьесы заключалась совсем не в «женском вопросе». На конкретном примере судьбы женщины в буржуазном обществе драматург ставит центральное для него вопрос об освобождении лица вообще, о выработке целостной, настоящего человека.

Цитаты к образу Норы «Кукольный дом» вы можете дополнять в комментариях.

Прототип Норы из произведения «Кукольный дом»

В образа Норы вполне реальный прототип. Это датско-норвежская писательница Лаура Киллер (1849-1932). Под влиянием ибсеновской пьесы «Бранд» 19-летняя девушка написала книгу «Дочери Бранда», которая вышла в 1869 году под псевдонимом. Ибсен познакомился с Лаурой и посоветовал ей заняться литературой; между ними завязалась дружба.

Лаура вышла замуж по любви, но ее неуравновешенный человек болезненно воспринимал недостаток денег. Жена пыталась защитить его от материальных проблем и, когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла вернуть долг вовремя. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и вовремя опомнилась. Впоследствии обо всем узнал человек, который сначала сочувствовал Лауре, а затем под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил отношение к жене и потребовал развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больным. (Позже, по просьбе мужа, Лаура вернулась и в семье, и в литературе.)

Нора и Лаура имеют много общего, но есть и существенная разница: Нора сама уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу - это ее сознательное решение.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *