«Мария» Улас Самчук анализ

«Мария» анализ романа Власа Самчука - тема, идея, главные герои, сюжет.

«Мария» Улас Самчук анализ

Год написания - 1933

Литературный род: эпос.

Жанр «Мария»: роман-хроника.

Тема «Мария»: хроника жизни украинской женщины как отражение судьбы крестьянства.

Идея «Мария»: восхваление труда, любви, материнства, Украина.

Главные герои «Мария» Мария, ее первый муж Игнат Кухарчук, второй - Корней; Демко, Максим, Лаврентий и Надя (дети Марии и Корнея).

«Мария» Улас Самчук сюжет

«Книга о рождении Марии»: рождение Марии - смерть ее отца - влюбленность в Корнея - Корнея забирают на семь лет в царскую армию в матросы - женитьба Марии с Игнатом - рождение в них ребенка и смерть из-за болезни - возвращение Корнея - развод Гната и Марии .

«Книга дней Марии»: развитие новой жизни Марии с Корнеем - рождение сына Демка, а впоследствии Надежды и Максима - строительство просторной дома - Корней снова в армии на русско-японской войне - Игнат сжигает на Пасху Мариину дом - возвращение Корнея - рождение сына Лаврентия - смерть Демка в немецком плену от голода - большевистский переворот - женитьба Надежды - большевистская работа Максима на селе.

«Книга о хлебе»: тотальное уничтожение украинского крестьянства голодомором 1930-х годов - Максим обвиняет брата Лаврентия в контрреволюции - Мария и Корней под давлением Максима переходят в дом, заброшенный высланными в Сибирь соседями - смерть Марииной внуки и самоубийство дочери - Корней убивает сына Максима и идет умирать в поле вместе со старым собакой - исповедь Гната перед Марией - смерть Марии.

«Мария» Улас Самчук критика

Роман имеет посвящение: «Матерям, которые погибли голодной смертью на Украине в годах 1932-1933».

«Мария» занимает особое место в нашей литературе. Это, кажется, первый художественное произведение, где воспроизведен голодовой трагедии украинского народа 1933 p. И написан он того же страшного 1933-го. Автор не был свидетелем того бесчеловечного неистовства, что происходило в те годы в Украине. Однако его творческое воображение с невероятной правдивостью приблизила читателей к той беспрецедентной трагедийной события. Он дал произведение большой жизненной и художественной правды. Его посвящение книги: «Матерям, которые погибли голодной смертью на Украине в годах 1932-1933» - звучит и будет звучать вечно как мементо море, как вечное проклятие и обжалования тех, что доставили людей до такого состояния.

Роман разворачивается в двух планах: с одной стороны - в плане чисто человеческом, личном, психологическом. Люди изображены со всеми присущими им высокими и низкими инстинктами, сильными и слабыми чертами характера, хорошими и плохими поступками. С другой - в плане социальных, общественных отношений и событий, в рамках которых человек проводит свою личную жизнь. Добавить в реальной художественной единства эти два плана - это большая трудность для каждого автора. Улас Самчук, тогда еще совсем молодой автор, успешно победил эту трудность. Способствовали этому, по нашему мнению, три художественные компоненты:

  • глубокая сыновняя любовь и уважение автора к своему народу, знание его характера, его жизни, его души, его воления;
  • неповторимо автору, страстно животворные, мы бы сказали, рубенсовские, а кое-кто утверждает - довженковские, образы украинских людей, украинской природы;
  • присущий только Самчукови творчески обнаружен стиль лирического монолога, что, как электрический ток, пронизывает весь сюжет повести и держит читателя в постоянном напряжении.

Именно эти три компонента создают высокохудожественную целостность сюжета, где человек, природа и социальная жизнь выступают как органические составляющие процесса (Г. Клочек).

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *