«Маруся Чурай» анализ

«Маруся Чурай» анализ произведения Лины Костенко - тема, идея, жанр, проблематика, сюжет и композиция

«Маруся Чурай» Лина Костенко анализ

Литературный род: лирико-эпос.

Жанр «Маруся Чурай»: исторический роман в стихах (определение Л. Костенко).

Тема «Маруся Чурай»: изображение несчастной любви Маруси и Григория в сочетании с широкой картиной жизни Украины XVII в.

Главная идея: непобедимость украинского народа (личности с богатым духовным миром), глубокая вера в его (ее) духовную силу и могущество.

Главные герои «Маруся Чурай»: Маруся Чурай, Григорий Бобренко, полковой обозный Иван Искра, полтавский полковник Мартын Пушкарь, казак Леско Черкес, Галя Вишнякивна, староста Семен Горбань.

Сюжет и композиция «Маруся Чурай»

Две сюжетные линии, которые переплетаются, - личная (Маруся Григорий) и историческая (борьба украинского народа против захватнической политики польской шляхты). Роман состоит из девяти различных по объему разделов.

I раздел «Если бы нашлась неопалимая книга». Основания уничтожена пожаром Полтава 1658 Суд над Марусей, которую обвинили в отравлении любимого Григория Бобренко. В защиту Маруси становятся казаки - полковник Мартын Пушкарь и Иван Искра. Маруси выносят смертный приговор.

II раздел «Полтавский полк выходит на заре». Полтавский полк на заре отправляется в поход защищать свободу своего народа.

III раздел «Исповедь». Маруся находится в тюрьме, она вспоминает детство, родителей, семейные отношения; детство Григория, его родителей и их семейные отношения; дальше возникает история любви Маруси и Григория и его измена с Галей Вишнякивною. В конце раздела (он самый большой в произведении, центральный) Марусю выводят на казнь.

IV раздел «Гонец к гетману». Иван Искра мчится к гетману Богдану Хмельницкому, чтобы сообщить о суде над Марусей. Гетман своим универсалом отменяет смертный приговор Маруси.

V раздел «Казнь». Марусю выводят на площадь для казни, где собралась чуть ли не вся Полтава, люди по-разному высказываются относительно Ма русины трагедии. В последний момент перед казнью на площадь врывается Иван Искра с добытым универсалом, в котором предписано отменить приговор ввиду песенный талант Маруси и героизм ее отца Гордея, которого как защитника Украины были наказаны на горло в Варшаве.

VI раздел «Паломничество». Маруся отправляется на богомолье в Киев и по дороге знакомится с бродячим дьяком-философом, который рассказывает ей о Якова Остряницю, Северина Наливайко и Ярема Вишневецкого. Маруся глубоко осмысливает историю Украины по рассказам благодарность и из увиденных в пути картин разрушенной Родины.

VII раздел «Дедова балка». Иван Искра посещает старого запорожца, когда освобожденного из двадцатилетней турецкой неволе, который поселился под Полтавой и занимается резьбой. Иван предупреждает деда о наступлении вражеских войск, но тот решил не покидать свой дом.

VIII раздел «Осада Полтавы». Ворот Полтавы закрыты, пушки нацелены на врага. Полтава мужественно держится в польской осаде уже четвертую неделю. Иван Искра посещает одинокую Марусю (ее мать умерла) и предлагает жениться. Маруся отказывает парню.

IX раздел «Весна, и смерть, и светлое воскресение». Маруся попрощалась с Искрой, истощена горем и болезнью, ждет своего конца. Осаду сняли, и город возвращается к привычной жизни. Мимо дома Маруси проходят казаки и поют ее песни, а дальше девушки - песню «Ой не ходи, Григорий».

Проблематика и композиция «Маруся Чурай»

Тематически и композиционно роман чрезвычайно сложный, многоуровневый, многопроблемный. Он «напоминает кристалл, в котором множество граней» (В. Панченко).

По своей сути это - глубоко национальное произведение. Лина Костенко осуществила огромную исследовательскую работу, чтобы как можно точнее, зримее показать, «оживить» Украина XVII в. Писательница сначала постигла, почувствовала ее сама, а впоследствии, работая над романом, открыла ее и для нас, обессмертил в Слове.

Среди затронутых в произведении проблем:

• тайна, сила и непостижимая, часто безжалостная логика любви;

• роковое столкновение духовного и материального, возвышенного и приземленного в человеческой жизни;

• судьба как следствие выбора между ценностями;

• благородство и верность как путь спасения, приспособленчество и измена как путь к гибели;

• создатель и общество, нелегкая, но высокая миссия художника в истории своего народа,

• славная и трагическая борьба народа за свою государственность

Такая широкая проблематика романа и обусловила необходимость осложненной, «многоярусной» композиции. В основе произведения - две сквозные взаимосвязаны сюжетные линии: судьба Маруси и судьба Украины. Они считываются не только в конкретно-исторической плоскости, но и в надвременную: Маруся - неповторимая, одухотворенная, творческая личность, которую пытается поглотить мелочный, эгоистичный, безжалостный обычный мир; Украина - сильная и прекрасная страна, которая на протяжении веков стремится обрести свободу, государственность, но этому мешают интриги соседей и коварство своих оборотней.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *