«Мне тринадцать было» анализ стихотворения

Тарас Шевченко «Мне тринадцать было» анализ стихотворения - тема, идея, методы и ответы на другие вопросы вы можете найти в этой статье.

«Мне тринадцать было» анализ стихотворения

Автор: Тарас Шевченко

Год написания: 1847

Тема «Мне тринадцать было»: изображение безрадостного детства Тарасика, когда он, будучи крепостным, пас барскую скот.

Идея: сочувственное отношение к мальчику-пастушка; осуждения страшных времен крепостничества, когда человек не имел собственных прав и вынуждена страдать.

Основная мысль: не претерпели счастливого детства Тарас и такие как он, потому что не было воли, счастья через угнетение народа господами.

Методы «Мне тринадцать было»

  • Риторические восклицания: «Господа небо и село, ягненок, кажется, веселилось!»; «Посмотрел я овцы - не мои ягнята»; «Обернулся я на дома - нет у меня дома!»; «Не дал мне бог ничего!»; «И хлынули слезы, тяжелые слезы!»; «... Поля, рощи, сады!».
  • Риторические вопросы: «... так мне чего было?»; «... Чего так весело было?».
  • Сравнение: «... любо стало, как будто в бога ..»; «Как проснулся, смотрю»; «... Поцеловала ... как солнце засияло, будто все на свете стало мое».
  • Метафоры: «солнце грело, не пекло»; «Солнце ... не долго молилось»; «Солнце отчаянно, покраснело и рай зажгло»; «Небо поблекла».
  • Эпитеты: "небо голубее»; «Тяжелые слезы», «Господне небо»

Автобиографический стихотворение Т. Шевченко «Мне тринадцать было состоит из четырех настроенческих картин: мальчик пасет овец, любуется ясным солнышком, голубым небом; вдруг понимает, что он - сирота бездомный, нет у него ничего - ни ягнят, ни дома, ни родной души рядом; и вот пришла девушка, утешила, вытерла слезы мальчику, поцеловала - и солнце снова засияло не только в небе, но и в душе. В четвертой части -роздумы взрослого поэта о том, что тот его прежнее состояние - это рай. Гораздо хуже теперь, когда он осознал всю несправедливость существующего строя и выступил против него.

Стихотворение эмоционально насыщенный, передает тончайшие оттенки чувств лирического героя, его страдания и переживания.

Главный герой произведения - тринадцатилетний мальчик-пастух, крепостной и сирота. Природа согревает его ясным солнышком, поит ароматами трав, вносит в душу малого сироты ощущения покоя и тихой радости. Мальчик молится Богу, благодаря солнца, теплый день, жизнь ... Вдруг герой осознает, что он - крепостной, и это больно ранит сердце подростка:

  • Не дал мне Бог ничего! ..
  • И хлынули слезы,
  • Тяжелые слезы ...

Но это чувство длится недолго: появление искреннего и доброго друга - Оксаны - прогоняет страшное ощущение, природа снова радуется вместе с детьми:

  • Как будто солнце засияло,
  • Как будто все на свете стало Мое ...

Каждый человек с теплотой вспоминает свое детство. Эти воспоминания связаны прежде всего с родителями, лучшими друзьями, детскими игрушками и беззаботностью. Жизнь детей, родившихся крепостными, не могло быть беззаботным: с детства они работали рядом со взрослыми, рано теряли родителей, умирали от болезней и непосильного труда. Поэтому одна из ведущих мыслей стиха - осуждение такого общественного явления, как крепостное право. Другая мысль - каждый ребенок имеет право на счастливое детство и нуждается в заботе и любви.

Комментарии:
  1. ответить
    • ответить
  2. ответить

Добавить комментарий

Ответить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *