«Миф о сотворении мира» древнеегипетский

іф про створення світу Д авньоегипетський м иф о сотворении мира

По древнеегипетским мифом, из глубин первобытного Мирового океана по имени Нун вынырнуло Солнце, которое согрело все вокруг, от чего возникла жизнь. По другой версии египтян, сначала с Нуна возник Першопагорб земли, где вырос чрезвычайно красивый лотос, в лепестках которого спала золота солнечная ребенок - бог солнца Ра. Только лотос раскрылся, как Ра своим сиянием осветил, обогрев и оживил мир. А иногда египтяне представляли, что на этом же холме Мировой Птица "большой Гоготун» снес Мировое Яйцо, откуда и «вылупился» уже упомянутый Ра.

Вообще образ Яйца (пусть и обычного птичьего, а не мифического Мирового) является плодотворным для выдумки, мифотворчества. Рождение новой жизни - всегда чудо. Но когда подвижная существо рождает такую ​​же подвижную существо (например, корова - теленок), то это не до такой степени поражает, как появление с совершенно недвижимого и «молчаливого» яйца оживленного и пискотливого цыпленка. Здесь иногда удивляется даже наш современник, то что уж говорить о древней человека. Утром, идя охотиться на мамонта, охотник видел в гнезде недвижимое ( «мертвое») яйцо, которое еще и очень похоже на окружающую рябое камни. А вечером, возвращаясь в пещеру, с удивлением замечал, что ранее неподвижной скорлупы появляется достаточно активная «физиономия» какого птенца. В мифологическом сознании первобытных людей этот привычный ныне факт мог вызвать целую бурю эмоций: «неживое» может «становиться» живым, значит смерть может превращаться в жизни!

Издавна люди искали закономерности в природных явлениях и особенно - в циклах1. Это было им нужно уже в древнейшие времена сбора и охоты, чтобы знать, в какое время года «братья» в природе ягоды или грибы, дичь или рыбу. Позже, в эпоху скотоводства и особенно земледелия, люди следили за природой еще пристальнее. Ведь от этого зависел урожай, а следовательно - благополучие и даже выживание племени.

Сейчас и ребенку известно, что в природе существуют различные циклы: суточный (утро-день-вечер-ночь-утро ...); месячный (молодой-полнолуние-лунное затмение-молодой ...); летний (весна-лето-осень-зима-весна ...). Человечество знает, что Земля вертится, что есть периоды зимнего и летнего солнцестояния, сезона дождей и время весенних паводков. А древние люди не могли объяснить, почему на смену дню приходит ночь. Особенно интересными для них были вопросы рождения и смерти растений и животных, а прежде всего - самого человека. И, наверное, уже древние люди, наблюдая за природными циклами, мечтали о бессмертии. Они видели, что месяц бывает сначала молодым, потом - полным, а «умерев» (исчезнув с неба), снова «рождается» молодым. Тогда почему же и человеку нельзя делать то же?

Цикличность «жизнь-смерть» человека издавна сравнивали с цикличностью «жизнь-смерть» природы: детство и юность (утро или весна) - зрелость (день или лето) - старость (вечер или осень) - смерть (ночь или зима). Когда говорят «человек вошел в свою осень», это означает, что она стареет.

Для ответа на вопрос о закономерности природных ритмов и циклов первобытным людям приходилось фантазировать. И довольно меткие наблюдения за реальной природой в их сознании могли сочетаться с невероятной выдумкой. Можно только представить, как их буйная фантазия могла объяснить, скажем, затмения Солнца! Недаром же много мифов (а впоследствии и сказок) по всему миру посвящены описанию «поедания» или «захват в плен» Солнца или Луны каким драконом или даже его отрубленной бессмертной головой. Итак, осмысления законов и ритмов природы было одним из плодотворных источников мифологий различных народов мира.

У древних египтян были мифы о том, как бог солнца Ра каждую ночь ведет жестокую борьбу со змеем тьмы Апопом, который каждый вечер выпивает подземные воды Нила, чтобы Ра на своей лодке не смог вовремя приплыть к людям, иначе говоря, чтобы вовремя не наступило утро. И хотя Ра каждый раз побеждает, каждый вечер поединок повторяется. (Древнеегипетский миф о сотворении мира)

Во многих мифологиях мира особый интерес вызвал образ Змея-Дракона. Вообще-то змея - существо «нижнего» мира, ползает в корнях Мирового Дерева или в норе, под землей. Однако, обладает крыльями, она может достигать неба (ветви) и даже глотать Солнце, Луна или звезды. Змею-Дракону люди давно приписывали две главные черты: мудрость и злость. По мудрости, якобы присущей Змиеве, то ход мысли был таким. Это существо живет долго, да еще и меняет кожу, то есть омолаживается. А старый -значит опытный, мудрый. Змей бывает в загадочном подземном мире, а, следовательно, видит и знает много тайн.

Но самым распространенным был образ Змея-Дракона как воплощение зла. Таких примеров - тысячи. Пожалуй, здесь много значило то, что смертоносные укусы гадов составляли извечную опасность жизни человека. Уже в древнейших мифах разных народов мира образ Змея-Дракона олицетворением страшных стихийных бедствий: смерчей, водоворотов и тому подобное. И древних людей, которые имели мифическую воображение, можно понять, ведь смертоносная спираль смерча или Глубокая воронка водоворота внешне действительно напоминают гигантскую кобру, приготовилась к атаке, раскрыв свой «капюшон». Сходство усиливается еще и тем, что и смерч, и водоворот, и кобра опасны для жизни человека.

Образы змиеборцив есть во многих мифологиях свиту.Як говорилось, египетский бог солнца Ра ежедневно побеждал злого змея тьмы Апопа.

Учитывая «боевые качества» Змея-Дракона, лучшего охранника сокровищ и искать нечего. Неудивительно, что именно дракон охранял золотое руно, за которым отправились древнегреческие герои на корабле «Арго». Именно дракон охранял золотые яблоки Гесперид, что дарили вечную молодость. Именно дракон охранял волшебные сокровища нибелунгов, которые смог получить только германский герой Зигфрид. Обратили ли вы внимание на то, что во многих мифах и сказках сокровища, которые охраняют Змеи-Драконы, усеянные человеческими черепами и костями? С одной стороны, это подчеркивает мощь охранников, которые убивают нападающих. А с другой - это намек на то, что чрезмерная жажда обогащения для человека смертельно опасной. Ведь змеи-охранники убивали именно тех, кто рисковал жизнью ради сокровищ, богатства. Итак, безудержная жажда обогащения угрожает жизни людей больше, чем смертоносное яд.

Таким образом, разные народы мира использовали мифический образ Змея-Дракона как воплощение зла, из-за чего появлялись и образы героев-змиеборцив. В то же время этот образ в мифах тесно связан с морально-этическими проблемами, в частности - с осуждением чрезмерного жажды людей к обогащению. Поэтому здесь мы видим воплощение в мифах шкалы жизненных ценностей человека-народа-человечества.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *