«Двойной круг» характеристика

«Двойное круг» - это название первой новеллы романа Ю. Яновского «Всадники». Трагические СОБЫТИЯ описаны в ней: пять братьев половцев встречаются на кровавых дорогах громадянськоi войны.

Новеллу «Двойной круг» выстроена на условной, иносказательной ситуации - на небольшом клочке степного юга Украины почти одновременно сходятся отрядов различных идеологически политических группировок: деникинцы, петлюровцы, махновцы, красноармейцы. Время и пространство здесь также условные, художественные, ведь историческая конкретика в новелле самом деле отсутствует.

Так, в степи под Компаниивкой в ​​ограниченном времени никогда не собирались вместе различные воюющие отряды. Тот условный бой символизирует всю сложность ситуации в Украине во время гражданской войны. Название новеллы «Двойной круг» (класс и род) является поэтической метафорой, которая обобщает события гражданской войны, их жестокую противоречие. Ведь символично, что все командиры этих отрядов - братья Половцы, сыновья одной матери и отца. Самое страшное, что все они ради своих идей убивают друг друга. Итак, писатель моделирует условную ситуацию, которая воспроизводит настоящую суть братоубийственной войны в Украине.

В то же время Ю. Яновский подсознательно нарушает ведущий мотив советского искусства - подвергает сомнению «чистоту красного флага», а с ним правильность большевистских идей.

Большевика Ивана Половця изображено таким же убийцей, как и его братьев, разве коварным и пугливее, потому стреляет в спину пленным; молодого Саши «по-матерински» прощает, оставляет «на воспитание» (не перевоспитания репресийнимы органами?); Панаса побуждает к самоубийству. Стоит вспомнить по этому поводу запись Ю. Яновского в записной книжке: «Недаром Игорь князь, отправляя вызов врагам, просто говорил:« Иду на Вы! »Я видел тогда этого князя, видел его воинов, твердых и высоких, как дубы, их позвоночник не изучен был еще гнуться, его сгибала смерть ». Эта запись и содержит прозрачный намек на утраченную современниками человеческое достоинство, присущее далеким предкам, из-за чего возникла позорная ей замена - рабское пресмыкательство перед сильными мира сего, неразборчивое принятия чужих идеологий и тому подобное.

В «Всадники» через художественные образы Ю. Яновский дает собственную оценку изображенного братоубийства, расставляет гуманистические, общечеловеческие акценты. Например, в воспроизведении боя махновского отряда Панаса с петлюровцами, которых возглавляет Аверкий Половец. Пуля Панаса «выбила Оверкови мозг на колесо», - констатирует автор и тут же разворачивает символическую картину: «... молния расколола облако, вслед ударил гром». В описании похорон отличается художественная деталь - дождь: «По лицу Панаса Половца (он убил брата! - Авт.) Бежали дождевые капли, сбоку казалось, что он слезно плачет круг готовой могилы. У всего отряда текли дождевые слезы, это была страшная вещь, чтобы так плакал горько целый военный отряд, а дождь не унимался ». Последняя фраза подчеркивает символическую продолжительность дождя-плачу в этом времени, в котором «железная жестокость» овладела людьми.

Или смоет дождь - в мифологии многих народов символ очищения от всякой нечисти - эту грешную землю? Это риторический вопрос звучит подтекстовой, потому что на горизонт (как новейшее апокалиптическое действо) выступает уже следующий отряд - интернационалиста Ивана Половца. И все повторится по-новому кругу, хотя этот отряд идет под красным флагом. Автор не может считать закономерным, нормальным решение конфликтов, наведения порядка путем братоубийства. Дождь на лице Панаса и всего отряда - то его немой упрек, потому что вслух, откровенно он уже не мог выражать свои мысли и выражать свои истинные чувства.

Итак, Ю. Яновский подсознательно обращается к ценностям христианской морали. Используя библейский миф о Каине и Авеле, он не воспринимает и не поддерживает братоубийственный способ разрешения конфликтов. Хотя в новелле несколько раз и повторяется фраза «род распадается, а класс стоит», но для автора она только мучительной констатацией страшных реалий революционной действительности, как и угрожающей настороженностью опасности «двойного круга».

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *