«За пределами боли» характеристика

Поэма в прозе «За пределами боли» А. Турянского стоит на одной ступени с самыми известными произведениями о Первой мировой войне Э.-М. Ремарка, А. Барбюса, С. Миривилиса, Э. Хемингуэя, которые воевали, как и А. Турянский на фронтах этой войны.

А. Турянский является одновременно автором «За пределами боли», рассказчиком и героем, выступая под фамилией Оглядовский (видимо, образованного от названия его родного села обзоров), что в дальнейшем творчестве писателя станет одним из его литературных псевдонимов. Такая жанровая модель триединого образа художника свойственна поэме в прозе и характеризуется равновесием между реальной средой и аллегорическим вымыслом

Стиль повести Осипа Турянского «За пределами боли» принадлежит к направлению классического экспрессионизма в развитии украинской литературы начала XX в., В котором искусство тесно связано с реальностью, однако выражение находит через исследование глубинных психологических и душевных процессов, происходящих в человеке. В произведении Турянского изображено обостренное субъективное мировоззрение через призму переживаний и эмоций автора в экстремальной ситуации.

Писатель осуждает уродливые явления жизни, жестокость войн и кровопролитий. Безусловно, мир далек от совершенства, где «слабый должен умереть, чтобы сильнее выжил». Писатель воевал от время первой мировой войны, испытывают ужасов плена, поэтому его произведение, пропущенный через собственное сердце, приобретает большую значимость в сокровищницу украинской прозы.

По определению А. Турянского, «За пределами боли» - повесть-поэма.

В центре сюжета - лишения военнопленных, бывших солдат австрийской армии, семерых друзей по несчастью: Штранцингера, Добровского, Николича, Саба, Бонне, Пшилуського и Оглядовский (именно от лица последнего ведется рассказ). В предисловии автор отмечает, что они стали жертвой преступления

«Это было преступление, которого люди и природа допустили нас и который и нас приневолив стать преступниками против духа человечества».

Сбежав от охранников, мужчины оказываются наедине с природой, где только снег, холод, голод и ни одной живой души. Наибольшая опасность для беглецов - замерзнуть в лютый зимний мороз. Писатель довольно точно использует оксюморон, чтобы передать весь ужас ситуации, в которую попали герои произведения: «Идут живые трупы по труппе природы». Кажется, что и природа отворачивается от несчастных людей: «Черные тучи закрыли завистливо солнце и голубое небо и повисли над ними, как огромные черные крылья всемирного духа уничтожения». И дальше те же тучи - «как казочни упыри». Едва ли не впервые в украинской литературе писатель использует природу не как фон или описание, созвучный событиям, а как карающую враждебную силу. Только в предсмертном бреду природа меняется в сознании человека: «Синее небо любо и ласково смеется ...»

У каждого из семи участников поединка со смертью была собственная жизненная дорога, но безжалостный вихрь войны пересек их судьбы, и теперь, когда «никто ниче не отзывается на голос боли и тоски их сердца», вдруг как бы само собой назревает страшное решение: кто-то из них должен умереть, а остальные разожжет костер из. его убогой платья и таким образом спасется. Добровский замечает: «Проклятое ту жизнь, в котором слабый должен погибнуть, чтобы сильнее мог жить».

И это касается не только их ситуации, это проецируется на весь несовершенный мир, может бросать целые народы в войну, ввергать их в круг насилия не ради защиты собственного дома, а ради амбиций крупных чиновников.

Чтобы согреться, бывший аранжер светских баллов Добровский устраивает причудливые и ужасные по своей сути танцы с мнимыми «дамами», это позволяет представить себя в прошлом, найти те островки, за которые лихорадочно цепляется сознание на грани безумия. Этот странный танец забирает последние силы, а вместе с ними и жизнь молодого парня Бояне. И благодаря его смерти шестеро тех, кто остался, должны хотя бы мизерный шанс выжить. Голод донимал каждого, однако попытка есть человеческое мясо ничего не дала: каждый хотел умереть, но не стать людоедом. Даже в такой ситуации человеческое достоинство взяла верх над немощью человеческой плоти.

У костра каждый герой рассказа выступает как личность в экстремальных условиях: молчаливый слепой Штраицингер в отчаянии и из желания отдать последнее сжигает в костре свою скрипку ( «Эта скрипка - это его глаза»); Сабо рвет банкноты, которые коварным образом получил на войне, и рассуждает, что значит иметь деньги; Оглядовский (рассказчик) грезит женой и сынишкой; Добровский (бывший организатор светских баллов) у костра философски замечает: «Мы уже не имеем деньги и также не нуждаемся деньги. Теперь мы стали людьми ».

В произведении А. Турянского «За пределами боли» образ женщины сделал героев значительно выносливее, помог терпеливо сносить и эмоциональные перегрузки, и физические. Успешное или неудачное создание семьи в жизни героев является мерилом их собственной судьбы. Жены Добровского и Пшилуського - проститутки. В Штранцинґера девушка покончила с собой. Сабо никого нет. О семейной жизни Бонне и Николича не упоминается. Только в Оглядовский счастливо сложилось собственное супругов. Кстати, о внешности женщины рассказчика в произведении не упоминается ни слова.

«За пределами боли» проблемы

  • государство и человек;
  • война и человек;
  • война и политические амбиции верхушки;
  • власть денег;
  • сохранение духовности и моральных ценностей,
  • идея протеста против войны

«Как бы боги, цари и все чиновники, бросившие человечество в пропасть мировой войны, перешли это ад мучений, в котором люди наказываются» Возможно, тогда все на свете стало бы другим, добрее: «Тогда боги стали бы людьми, а люди братьями ». Как укор всей сообществу людей звучит авторское вопрос: «Зачем мы, люди, убивали людей?»

Оптимистично звучат слова Добровского в конце произведения, обращенные к рассказчику, а на самом деле к каждому человеку: «Когда во тьме и в хаосе, в котором мы мучаемся, тлеет искра какой-либо идеи, то твоя огненная любовь к жизни и к его высшим ценностям победит смерть ». Поэтому, несмотря на трагичность изображаемых событий (живым остался только Оглядовский) ведущая идея победы духа над материей ярко воплощена через средства экспрессионизма.

Гуманистический пафос поэмы в прозе, его общечеловеческая значимость конце создают предпосылки поиска положительных идеалов, без которых человечество не может существовать, потому что это является залогом прогресса во всеобъемлющем масштабе.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *