«Сад божественных песен» Григорий Сковорода

Сборник «Сад божественных песен» Григория Сковороды заключена в течение 1770-1780-х годов.

История создания сборника «Сад божественных песен»

Переяславский период - важная веха в жизни Г. Сковороды. Своими глазами он наблюдал произвола и жестокости помещиков, беспощадно эксплуатировали крестьян. Здесь он имел возможность теснее сблизиться с трудовым народом, проникнуться его мыслями и надеждами. Именно в этот период окончательно формируется его мировоззрение как просветителя, демократа, определяются основные творческие принципы как передового писателя и философа. Многочисленные впечатления и живые наблюдения, накопленные в эти годы, художник осмысливает и обобщает в литературном творчестве. Он сочиняет стихи, в которых проявил себя талантливым и своеобразным поэтом-философом, поэтом-лириком.
Написанные в переяславский период и позднее (1753-1785), поэтические произведения Г. Сковорода объединил в сборник «Сад божественных песней, прозябший из зерн священнаго писания». Со «священным Писанием» стихи в основном связаны только формально. Автор принимал только эпиграфы к этим произведениям из Библии, но по своему содержанию они далеки от библейских текстов.

Особенности названия сборника «Сад божественных песен»

Сборник художника получила такое название по давней поэтической традиции (вспомним сборник «Сад страданий Христа ...» или курс пиитики Митрофана Довгалевского «Сад поэзии»). В своих произведениях поэт выступает как лирик, связавший свою жизнь с жизнью народа, а потому и по-новому ставил и решал ряд важных вопросов современной ему действительности. Не бог, а природа, человек, его мысли и чувства стали основным содержанием его сборки.

Характерные признаки для поэтических произведений «Сада божественных песен»

Стихи Г. Сковороды, как те, что вошли в сборник, так и те, что встречаются в его философских трактатах и ​​переписке, - это прежде всего поэзия личных переживаний автора, его морально-философских размышлений о смысле жизни, об истинном счастье, добро, честность тому подобное. Органическое сочетание личных и общественных мотивов - характерный признак поэзии Григория Савича.

Тематика «Сада божественных песен»

Г. Сковорода обращается к пейзажной лирики и проникновенно воспевает красоту родной природы. До сих пор не потеряли эстетического значения его песни «Весна дорогая, ах, пришла!», «Ах поля, поля зеленые», «Ой ты, птичко жолтобоко». В последнем произведении мы видим подъем высоких качеств человека: ума, совести, трудолюбия, проповедь жизни, близкого к природе. Идеал поэта - не ясень, который стоит над горой и которому буйные ветры ломают ветки, а ива, что шумит низко над водой. Соответствующий и эпиграф к этой песне: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать». В песне 13 ( «Ах поля, поля зеленые»), как и в предыдущей, отчетливо звучат народно мотивы. Автора привлекают распространены в народной лирике образы зеленых полей, чистых поточкив, вьющихся лесов, жаворонков, соловьев и т. П. Силлабический размер поэзии приближается к построению украинских народных песен. Жизни города с его лихорадочной невсипучистю, водоворотом страстей и желаний он противопоставлял поэзию тихих полей, зеленых дубрав, настроение беззаботного путешественника, который не знает честолюбия и корысти.

Критика социального зла, как и во всех просветителей XVIII века., Сочетается в его стихах с антиурбанистическими мотивами, например, как в песне 12 ( «Не пойду в город богатый ...»). Здесь городским настроениям противопоставлена ​​сельская природа как залог свободы духа, нравственного здоровья я, гармонии: «Не пойду в город богатый. Я буду на полях жить, / Буду век мойкоротаты, где тихо время бежит ». И эти слова - не только поэтическая фигура, а настоящее убеждения Сковороды, который отказывается от духовной и светской карьеры.

Чувством достигнутого мира с собой проникнуты песни 14, 28, 30. Так в песне 28 ( «возлет на небеса, хоть в Версальскиы леса») поэт как бы подает экстракт тех мыслей, которые составляют предмет его философских исканий. Песня полна откровенного презрения к земным благам, к роскоши. Ни небеса, ни красота Версальского парка, ни золота одежда, ни царская корона не приносят счастья. Мудрость жизни - в радости душевной гармонии. Вершиной поэтического творчества Сковороды знаменитая 10-я песня ( «Всякому городу нрав и права»). Написал поэт в 1758-59 гг. В с. Ковраи, когда работал домашним учителем в семье помещика Томари и мог глубоко изучать жизнь крепостных крестьян. Хорошо знал и жизни городского населения. Поэтому изображены поэтом персонажи предстают перед нами в доказательных, живых деталях. Это типичные образы господ и подпанков: воров, мошенников, развратников. Перед нами предстает точная картина тогдашней действительности со жгучими противоречиями, социальным неравенством, вседозволенностью богачей и бедами обиженных. В этом стихотворении каждая строка имеет огромную смысловую нагрузку. Под огонь сатиры попадут чиновники-бюрократы, мошенники, стяжателя, нечестные судьи и схоластическая система тогдашней образования. Сковорода осуждает и ложь, и безделье. Песня отмечена влиянием украинского фольклора. Она даже построением и языковыми средствами напоминает известную кобзарскую лирницкую песню «О правде и обиду». Сковорода противопоставляет несовершенном обществу «совесть, как чистый хрусталь». Ясный ум, чиста является морально эстетическим идеалом Сковороды, который он противопоставляет миру зла, надругательства, несправедливости.

Комментарии:
  1. анркеапв

    фуууууууууу

    ответить

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *