«Собор» Гончар анализ

Собор - роман-предостережение, один из самых известных произведений Олеся Гончара .

«Собор» Гончар анализ

Год написания - 1967

Жанр «Собор» - проблемно-философский роман, в котором важные и национальные проблемы рассматриваются под углом зрения вечных гуманистических истин, которыми должен руководствоваться человеческая цивилизация, чтобы не прийти к своему окончательному разрушению и уничтожению.

Тема - сохранение духовных святынь, без которых человек перестает быть человеком, никчемние, становится безродным.

Главные герои «Собор»:

  • Николай Баглай
  • Роман Орляченко
  • Иван Баглай
  • Елька
  • Изот Лобода
  • Ягор Катратий
  • Володька Лобода
  • Семен Таратута

«Собор» проблематика

В центре произведения - проблема духовности современного человека, а точнее- проблема духовности современного украинского. Поэтому она так тесно связана с проблемами родителей и детей, преемственности поколений, сохранения исторической памяти и национального достоинства, национального нигилизма, отступничества от своего народа.

«Собор» сюжет

Главная сюжетная линия романа связана с собором. Собор является центральным образом, эпицентром событий, разворачивающихся вокруг. Его можно назвать главным персонажем романа.

Роман состоит из многих разделов, в каждом из которых рассказывается об одном и героев. Но их объединяет образ собора. Он стал настоящим художественным открытием Олеся Гончара, воспринялся как больной предупреждение для всех украинский. Именно через этот образ автора так остро критиковали, а произведение запрещался долгое время. Пробудить национальное сознание, указать на опасность народу - этого всего боялась имперская тоталитарная власть.

Собор-как историческая реальность, архитектурный памятник эпохи казачества. Он-свидетель многих важных исторических событий, изменений различных властей. В своем отношении к нему каждая власть проявляла свое истинное лицо. Был складом оружия, составом комбикорма ... Теперь, ободранный и выцветший, стоит сиротой (даже охранную табличку снимают!) И ждет новой судьбы: горе-правители в лице Володьки Лободы вообще хотят его снести, а на освободившемся месте построить «кафе для трудящихся», которое можно назвать, скажем, «У казака Мамая». Мы, мол, помним свои корни, храним историю ... Так, прикрываясь красивыми, но пустыми словами (то есть демагогией), партийная власть проводила политику так называемого наци в штрафной расцвета одной из пятнадцати республик-сестер. Но национальный расцвет-это не популяризация национальной атрибутики, это прежде всего пробуждения национального сознания. Искоренение из народа рабской покорности, возвращение ему внутренней сути, гордости свободного человека, его морали, веры. К таким мыслям пытается привлечь внимание читателей Олесь Гончар.

В произведении есть также собор как художественный символ самой Украины, ее духовности, которая обдуваемая многими ветрами, стоит напивзруґшована, в лесах обещаний счастливого будущего. Теперь ее окончательно хотят доруйнуваты, уничтожить.

Собор для Зачиплянци стал бы частью их самих, они подсознательно сверяются ему в сокровенном, ищут убежища в тяжелые минуты своей жизни. Собор- будто последняя опора украинского духа, которому грозит смертельная опасность.

Олесь Гончар верит, что украинский народ проснется, что Баглаи (Николай, Иван). Вирунька, Елька, баба Шпачиха защитят собор от сирот так, как должны защитить и свои души от опасности опустошения. Это другое поколение, здесь рядом есть Лобода-младший, а он-браконьер. Те, кто доказал свою неподвижность-дядя Ягор, старый металлург Изот - уходят от нас, постепенно забирая с собой что-то важное, порой непонятное молодежи. Сутки НТР предлагает другие ориентиры, нравственные правила - или же убережет современный человек в себе дух своего народа, или же защитят соборы собственных душ? Над этими актуальными и сейчас вопросами размышляет писатель на страницах своего романа.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *