«Сон» Шевченко анализ

«Сон» (У всякого своя доля) Шевченко анализ произведения

Автор - Тарас Шевченко

Год написания - 1844

Литературный род: лирико-эпос.

Жанр: сатирическая поэма (политическая сатира).

Ведущий мотив: изображение подлинной сути российского имперского режима.

Главные идеи «Сон»: осуждение самодержавия и крепостничества в Российской империи, верноподданичества и безнравственности земляков-оборотней.

Композиция «Сон»

Поэма ориентировочно разграничивается на следующие части:

  • пролог;
  • крепостных Украины;
  • сибирские дебри;
  • самодержавный Петербург;
  • прием в царских палатах;
  • видения над Невой;
  • утренняя столица;
  • второй прием в палатах.

Сюжет «Сон»

Экспозиция: пролог, в котором Шевченко раздумывает над тем, что у каждого человека своя судьба; изображение социальных и нравственных грехов, которые процветают в стране.

Завязка: пьяный лирический герой собирается ко сну и в конце концов летит к небу.

Развитие событий: изображаются картины жизни во времена, когда простой люд был закрепощен самодержавием.

Кульминация: сатирически высмеиваются палачи и грабители народа.

Развязка: «Не удивите, / Братья мои, милые, / Что не свое рассказал вам, / А то, что приснилось».

О произведении: авторский подзаголовок произведения - комедия - указывает не столько на его жанр, столько на способ отображения действительности в нем.

В поэме «Сон» Т. Шевченко удается в форму сна. Именно такой композиционный прием (путешествие во сне) дал возможность автору в относительно небольшом произведении изобразить широкую панораму жизни в тогдашней России. В основе композиции поэмы четыре части: вступление и три части - изображение Украине, Сибири и Петербурга.

Первые две строки вступления звучат иронично: «У всякого своя доля, и свой путь широкий», но то, что это ирония, становится понятно читателю из следующих строк:

Тот строит, тот разрушает,
Тот несытым глазом -
За край света заглядывает ...
Нет ли страны,
Чтобы загарбать и с собой
Взять в гроб.

А вот последнюю строчку вступления звучит уже с открытой ненавистью - саркастически: «Кровь, как воду, точит ...»

Именно маскировки и форма сна расширили возможности изобразить широкую панораму Российской империи. Фантастический полет рассказчика за совой переносит читателя из Украины в Сибирь, а оттуда в Петербург. Издавна в нашем народе сову воспринимают как вещего птицы, который навлекает смерть, этот образ как бы внушает тревогу. Действительно, пролетая над Украиной, лирический герой любуется теплым пейзажем, который вызывает у читателя радость и эстетическое удовольствие, но ненадолго, ведь волшебная природа резко контрастирует с картинами жизни простых людей: «Он глянь, - в том раю, что ты покидаешь, // латанную рубашку с калеки снимают, потому что нечем обуть // Княжат малолетних ... »

Далее наблюдаем уже не летний, а зимний пейзаж, не контрастирует с описанием жизни народа, а, наоборот, усиливает его, будучи созвучным: на фоне холодной пустыне слышен звон кандалов. В этом звуковом образе воплощены тысячи людей, сосланных в Сибирь на каторжные работы. Кто такой «царь воли», о котором торжественно говорит рассказчик? Исследователь творчества Шевченко Ю. Ивакин отмечает, что в образ «царя воли» вложено нечто большее, чем может вместить образ дворянина с Сенатской площади, это образ огромной обобщающей силы: а действительно, известно, что декабристов НЕ клеймили раскаленным железом, а Шевченко « царь воли ШТЕМП увенчанный ». Этот образ отождествлен со Христом, распятым между двумя разбойниками, у него от тернового венца раны, напоминающие следы от прижигания металлом.

В третьей части поэмы лирический герой переносится в Петербург - города, построенного на костях казаков. Души умерших на строительстве столицы символизируют белые птицы (белая птица - символ Нового Завета, олицетворение Святого Духа), а одна из птиц символизирует Павла Полуботка, которого очень уважал Т. Шевченко.

Резком осмеянию подвергает автор поэмы своего землячка, которого встретил перед царским дворцом, этот мелкий чиновник-взяточник отрекся родного языка, так и не научившись литературного русского. Здесь суржик выступает средством характеристики героя, насмешки над ним: «Да как же ты // И говорит не вмиеш // По-здешнему?» ...

Для разоблачения вырождения и алчности господствующей верхушки Т. Шевченко использует различные сатирические средства, а больше всего - сарказм: он наделяет господ эмоционально-оценочными эпитетами «мордастые», «пузатые», сравнением «как кабаны откормленные», называет их «блюдолизами». их суть раскрывает гротескная картина, которую И. Франко назвал «генеральным мордобитием». По сути, в этом эпизоде ​​обобщенно государственно-бюрократическую машину империи, ее политическое устройство, в котором решающим является кулак. Саркастическими комментариями лирический герой наделяет царицу, называя ее «цацей», он разочарован, потому что раньше поверил ее «рифмоплета», описывает ее внешность, прибегая к карикатуры - сатирического средства: «Словно опенок засушенный, Тонкая, длинноногая». С осуждением относится рассказчик к Петру I и Екатерины II, которые разрушили Запорожскую Сечь и ввели крепостное право: «Это тот Первый, что распинал // Нашу Украину, // А вторая доконала // Вдову сироту».

Гротескным есть и конечный эпизод поэмы, в котором от бессмысленного крика царя проваливается под землю его челядь, без которой он становится жалким, бессильным и смешным, именно в этот момент раскрывается призрачная сила царизма.

Иван Франко назвал поэму «Сон» «смелым манифестом слова против темного царства», «первым в России смелым и прямым ударом на гниль и ложь крепостного права».

Комментарии:
  1. Sofi Loren

    Очень нравится этот сайт. Коротко и ясно, без лишнего

    ответить
  2. чика

    Ну такой, сойдьот
    норм сайт

    ответить
  3. Алина

    Очень интересно и коротко. Все самое главное. Все мне очень нравиться) * Молодцы, ребята!

    ответить

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *