«Сон» Шевченко анализ
«Сон» (У всякого своя доля) Шевченко анализ произведения
Автор - Тарас Шевченко
Год написания - 1844
Литературный род: лирико-эпос.
Жанр: сатирическая поэма (политическая сатира).
Ведущий мотив: изображение подлинной сути российского имперского режима.
Главные идеи «Сон»: осуждение самодержавия и крепостничества в Российской империи, верноподданичества и безнравственности земляков-оборотней.
Композиция «Сон»
Поэма ориентировочно разграничивается на следующие части:
- пролог;
- крепостных Украины;
- сибирские дебри;
- самодержавный Петербург;
- прием в царских палатах;
- видения над Невой;
- утренняя столица;
- второй прием в палатах.
Сюжет «Сон»
Экспозиция: пролог, в котором Шевченко раздумывает над тем, что у каждого человека своя судьба; изображение социальных и нравственных грехов, которые процветают в стране.
Завязка: пьяный лирический герой собирается ко сну и в конце концов летит к небу.
Развитие событий: изображаются картины жизни во времена, когда простой люд был закрепощен самодержавием.
Кульминация: сатирически высмеиваются палачи и грабители народа.
Развязка: «Не удивите, / Братья мои, милые, / Что не свое рассказал вам, / А то, что приснилось».
О произведении: авторский подзаголовок произведения - комедия - указывает не столько на его жанр, столько на способ отображения действительности в нем.
В поэме «Сон» Т. Шевченко удается в форму сна. Именно такой композиционный прием (путешествие во сне) дал возможность автору в относительно небольшом произведении изобразить широкую панораму жизни в тогдашней России. В основе композиции поэмы четыре части: вступление и три части - изображение Украине, Сибири и Петербурга.
Первые две строки вступления звучат иронично: «У всякого своя доля, и свой путь широкий», но то, что это ирония, становится понятно читателю из следующих строк:
Тот строит, тот разрушает,
Тот несытым глазом -
За край света заглядывает ...
Нет ли страны,
Чтобы загарбать и с собой
Взять в гроб.
А вот последнюю строчку вступления звучит уже с открытой ненавистью - саркастически: «Кровь, как воду, точит ...»
Именно маскировки и форма сна расширили возможности изобразить широкую панораму Российской империи. Фантастический полет рассказчика за совой переносит читателя из Украины в Сибирь, а оттуда в Петербург. Издавна в нашем народе сову воспринимают как вещего птицы, который навлекает смерть, этот образ как бы внушает тревогу. Действительно, пролетая над Украиной, лирический герой любуется теплым пейзажем, который вызывает у читателя радость и эстетическое удовольствие, но ненадолго, ведь волшебная природа резко контрастирует с картинами жизни простых людей: «Он глянь, - в том раю, что ты покидаешь, // латанную рубашку с калеки снимают, потому что нечем обуть // Княжат малолетних ... »
Далее наблюдаем уже не летний, а зимний пейзаж, не контрастирует с описанием жизни народа, а, наоборот, усиливает его, будучи созвучным: на фоне холодной пустыне слышен звон кандалов. В этом звуковом образе воплощены тысячи людей, сосланных в Сибирь на каторжные работы. Кто такой «царь воли», о котором торжественно говорит рассказчик? Исследователь творчества Шевченко Ю. Ивакин отмечает, что в образ «царя воли» вложено нечто большее, чем может вместить образ дворянина с Сенатской площади, это образ огромной обобщающей силы: а действительно, известно, что декабристов НЕ клеймили раскаленным железом, а Шевченко « царь воли ШТЕМП увенчанный ». Этот образ отождествлен со Христом, распятым между двумя разбойниками, у него от тернового венца раны, напоминающие следы от прижигания металлом.
В третьей части поэмы лирический герой переносится в Петербург - города, построенного на костях казаков. Души умерших на строительстве столицы символизируют белые птицы (белая птица - символ Нового Завета, олицетворение Святого Духа), а одна из птиц символизирует Павла Полуботка, которого очень уважал Т. Шевченко.
Резком осмеянию подвергает автор поэмы своего землячка, которого встретил перед царским дворцом, этот мелкий чиновник-взяточник отрекся родного языка, так и не научившись литературного русского. Здесь суржик выступает средством характеристики героя, насмешки над ним: «Да как же ты // И говорит не вмиеш // По-здешнему?» ...
Для разоблачения вырождения и алчности господствующей верхушки Т. Шевченко использует различные сатирические средства, а больше всего - сарказм: он наделяет господ эмоционально-оценочными эпитетами «мордастые», «пузатые», сравнением «как кабаны откормленные», называет их «блюдолизами». их суть раскрывает гротескная картина, которую И. Франко назвал «генеральным мордобитием». По сути, в этом эпизоде обобщенно государственно-бюрократическую машину империи, ее политическое устройство, в котором решающим является кулак. Саркастическими комментариями лирический герой наделяет царицу, называя ее «цацей», он разочарован, потому что раньше поверил ее «рифмоплета», описывает ее внешность, прибегая к карикатуры - сатирического средства: «Словно опенок засушенный, Тонкая, длинноногая». С осуждением относится рассказчик к Петру I и Екатерины II, которые разрушили Запорожскую Сечь и ввели крепостное право: «Это тот Первый, что распинал // Нашу Украину, // А вторая доконала // Вдову сироту».
Гротескным есть и конечный эпизод поэмы, в котором от бессмысленного крика царя проваливается под землю его челядь, без которой он становится жалким, бессильным и смешным, именно в этот момент раскрывается призрачная сила царизма.
Иван Франко назвал поэму «Сон» «смелым манифестом слова против темного царства», «первым в России смелым и прямым ударом на гниль и ложь крепостного права».
Очень нравится этот сайт. Коротко и ясно, без лишнего
Ну такой, сойдьот
норм сайт
Очень интересно и коротко. Все самое главное. Все мне очень нравиться) * Молодцы, ребята!