«Крыло сойки» экзистенциализм в произведении

Экзистенциализм в произведении И. Франко «Крыло сойки»

Значительным достижением украинской литературы стала малая проза Ивана Франко , в которой писатель анализирует человеческие страсти, неординарные характеры, сложные чувства героев. В рассказе «Крыло сойки» писатель пытается исследовать внутренний мир человека как духовного существа, которая, оказавшись в сложных, неоднозначных обстоятельствах, способна к выбору собственной судьбы.

Произведение И. Франко «Крыло сойки» имеет подзаголовок «Из записок отшельника». И действительно, герой произведения Хома нелюдим. Сорокалетний мужчина, который отказывается от людей, замкнулся в себе и чувствует себя в таком состоянии как и хорошо, но все равно что-то не дает покоя Ему что-то не дает покоя; в новогоднюю ночь всплывают воспоминания о шумный общество, молодые женские голоса, шутки, песни. Но вот уже два года, как он отказался от всего этого. И тридцать восьмой, тридцать девятый год своей жизни он встречает отшельником. Два предыдущих года герой чувствовал себя новичком в «твердой школе одиночества», его еще куда-то тянуло, а в душе еще не умерла ребенок,

И какая плачет мамой, за лаской, по вниманием мира. И вот там, где бушевало море страстей, теперь тихо и спокойно. Герой считает, что он вылечился от меланхолии и готов отказаться от всех прелестей человеческого общения и чувств, готов сохранить равновесие духа. Он отрицает оптимизм, потому что это состояние считает признаком детской наивности, когда человек видит то, чего нет и не может быть, чего жизнь не может дать. Но герой произведения отрицает и пессимизм, ведь такое положение человеческой души - не, по его мнению, признак болезненной малодушия, духовного и душевного убожества. Вот такую ​​линию поведения и мировоззренческую позицию выстроил для себя отшельник и надеялся дожить без особых эмоций и потрясений. «Жить для себя, с самим собой, самому в себе» - вот жизненное кредо отшельника, который прошел тяжелую школу разрыва отношений, потери любви, измены и разочарования. Он похоронил много иллюзий, и это привело к отрицанию ним не только лирических чувств, но и других «оков», которые накладывает на человека общество: интересы сообщества, государства, народа. Нигилизм лирического героя разросся до невиданных размеров. Он научился воспринимать важные для каждого человека вещи как путы, выкованные из твердого железа - насилие и мягкой паутины - лжи. Тихое, без триумфов и болезненных падений, похоже на ясный летний погожий вечер повседневной жизни полностью устраивает героя. Он создал свое бытие, как крепость, в которой живет и царствует сам, никого не пуская в свою душу и никому не навязывая собственные чувства. Где-то в мире шумят бури, ума страсти, но крепость, построенная в душе отшельника, надежно защищает его от всего этого. Конечно же, ему приходится отдавать миру какую-то дань, тратить часть своей жизни, чтобы иметь средства к существованию, но работа в бюро не трогает его душу и не радует сердце. С коллегами он ведет себя вежливо, но сдержанно, так, чтобы ни у кого не возникло желания наладить с ним близкие или даже дружеские отношения. С такими людьми он вежливо, но твердо разрывал всякое общение.

Хома встречается с коллегами в бюро, пожимает им руки, пьс кофе в кафе, даже что-то советует, и никто не догадывается о его скрытые чувства, о его желании отмежеваться от мира и жить своей жизнью без эмоций и потрясений.

После работы, в выходные и праздники герой произведения закрывается в своем уютном кабинете, со стен которого на него смотрят портреты поэтов и философов. На полках аккуратными рядами стоят любимые книги в красивых переплетах, в углу - старинная скульптура, на столиках в вазах - разноцветные цветы, на бюро ждет новых записей дневник. Слуга поставил на стол новогодний ужин: яблоки, апельсины, фиги, несколько бутылок хорошего вина и два бокала. И парень ошибся - один бокал был лишний, потому что хозяин никого не ждал. Женщина, которая могла бы отпраздновать Новый год с отшельником, - нежелательная гостя, потому что своими словами, какими циничными замечаниями, неконтролируемым выражением лица способна сразу прогнать всю радость, развеять всю поэзию и таинственность новогоднего вечера. Вот уже третий год каждая девушка, которая разговаривает с привлекательным одиночкой, вызывает в его душе какое-то странное ощущение. Мужчине кажется, что через тонкую, шелковистую кожу девичьего лица к нему вишкиряе зубы страшная голова трупа - и тогда его всего пронизывает холодом.

Этот праздничный вечер отшельник спланировал в подробности. Сначала он будет играть на фисгармонии любимую увертюру, затем осмотрит комнатные цветы, которые, как нарочно, порозцвиталы именно сегодня, дальше почитает газету и послушает по радио выступления знаменитых артистов и политиков, а когда начнет бить часы двенадцать, он ...

Вдруг в прихожей зазвенел звонок: пришел почтальон с письмом, которого отшельник не ожидал и которому уж точно не обрадовался, потому что чувствовал, что с этим посланием закончится его так спокойно, распланирована, тихую жизнь ...

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *