«Святая Иоанна» Бернард Шоу

«Святая Иоанна» (англ. Saint Joan, переводилась также под названием «Святая Жанна») - одна из самых известных пьес Бернарда Шоу , написанная в 1923 году и впервые поставлена на сцене в декабре этого же года. Главная героиня пьесы - Жанна д'Арк. Действие пьесы происходит в XV веке, в ходе Столетней войны, когда появление и смелые действия Жанны д'Арк переломили ход войны в пользу французов. Главной темой пьесы размышления автора о роли великой личности в истории и в прогресс человечества. Критики считают Жанну лучшим и самым ярким образом во всей драматургии Шоу, соединившее величие и простоту, комическое и трагическое, духовную самостоятельность и стихийную силу личности.

«Святая Иоанна» сокращенно

Картина первая. Франция, март 1429. В стране хозяйничают англичане, небольшую часть территории защищают сторонники французского дофина (наследного принца) Карла. В крепости Вокулер появляется крестьянская девушка по имени Жанна и требует свидания с Робером де Бодрикур, комендантом крепости. Комендант отказал и велел ей отправиться обратно к отцу. Упрямая Жанна осталась в Вокулер, и имея волшебный дар убеждения, заставила гарнизон крепости принять ее сторону. На следующий день куры в крепости перестали нестись, а коровы - доиться. Возмущенный где Бодрикур велел привести к нему Жанну, однако вскоре, не в силах противостоять ее настойчивости и уговорам гарнизона, приказал дать все, что она требовала: лошади, доспехи и нескольких солдат для путешествия в дофина Карла. После этого в комнату вбегает местный эконом с криком: «Куры несутся как сумасшедшие! Пять дюжин яиц! »Где Бодрикур вздрагивает, крестится и шепчет побелевшими губами:« Господи помилуй! Воистину она послана Богом »

Картина вторая. Через 11 дней Жанна прибыла в Шинон, где находился дофин Карл. К этому времени слухи о Деве, посланную Богом для спасения Франции, успели широко распространиться. Жанне устраивают испытание - во время приема Карла подменил Жиль де Рэ, однако Жанна уверенно опознала в толпе настоящего дофина. Далее в них происходит долгая беседа наедине, в ходе которой Жанне удается вдохнуть надежду и решительность в слабовольного принца. Карл сообщает двор вручает Жанне командование французской армией.

Картина третья. Окраине осажденного англичанами Орлеана, 29 мая 1429року. Для подхода к городу и снятия осады французским войскам необходим западный ветер, который позволит судам идти против течения Луары. Командир Жан де Дюнуа встречает Жанну и объясняет ей положение дел. Ветер неожиданно меняется на западный. Дюнуа преклоняет колени и вручает Жанне свой жезл со словами «Я твой солдат». Армия с криками «За Бога и Деву» Мчится спасать Орлеан.

Картина четвертая. Несколько месяцев спустя. Орлеан освобожден, французы получают одну победу за другой, вытесняя англичан, военачальник которых Джон Тальбот взят в плен (битва при Пате). В английском лагере советуются военачальник граф Уорик и епископ города Бове Пьер Кошон. Первый считает Жанну опасным врагом Англии, второй - упорным еретичкой и врагом церкви. Кошон объясняет: «Во что превратится наш мир, если любой безграмотный мужик или любая пастушка станет выбрасывать на помойку всю мудрость, весь опыт, все знания, накопленные Церковью, если она станет отвергать руководство ученых, почтенных, благочестивых людей, возомнив в ужасной своей гордыни, вселенной дьяволом, что получает вдохновение непосредственно от Бога? Это будет мир, залитый кровью, мир, где свирепствует разруха, где каждый делает, что хочет; это будет крах, возвращение к варварству ». Кошон также осуждает национальный патриотизм как антихристианское учение. В итоге оба решают расправиться с Жанной и назначить за его поимку огромную цену - шестнадцать тысяч фунтов стерлингов.

Картина пятая. Принц Карл короновался в Реймсе. Народ восторженно приветствует Жанну, придворные ее ненавидят. Дюнуа объясняет Жанне причину: «Разве старые полководцы, выжившие путаники и тупицы, любят успешных молодых капитанов, которые отнимают у них командование? Разве опытные в политике честолюбцу питают нежность к выскочке, который усаживается на их место? Разве архиепископам приятно, когда кто-то оттирает их от алтаря, пусть даже это будет святой? »Жанна разрывается между двумя желаниями: вернуться в родную деревню, посчитав свою миссию завершенной, или идти освобождать Париж. Придворные и сам король дают понять, что предпочли бы первый вариант. Архиепископ обвиняет Орлеанскую Деву в греховной гордыни и неповиновении церкви. Жанна с грустью признает, что осталась наедине, но решает продолжать борьбу.

Картина шестая. В битве под Компьень Жанна захвачена в плен бургундцами, которые затем продали ее англичанам. Ей предъявлено обвинение в колдовстве и тяжелой ереси. 30 мая 1431року в Руане начался инквизиционный процесс. Для начала Жанну подвергли изнурительным допросам; она отвечала откровенно на все вопросы, которые не касались ее личного общения с Богом и его посланниками. Из этих ответов были скомпонованы 12 пунктов звинувачення.Видповиди Жанны на суде наполненные мужеством и спокойной гиднистю.Вона отказалась обещать, что полностью доверится церкви и ее постановлениям; это вызвало реплику Кошон: «Ты сказала достаточно для того, чтобы десять еретиков послать на костер». Угрожая пытками и костром, судьи в конце концов заставляют пленницу подписать грех отречения, но узнали, что вместо костра она получит только пожизненную монастырскую тюрьму, Жанна разрывает текст отречения. Деву отводят на казнь. Перед смертью Жанна попросила дать ей крест; какой-то солдат связал две палочки крест-накрест и подал ей. Капеллан, присутствовавший при казни, назвал себя Иудой, достойным виселицы.

Эпилог оформлен как сон короля Карла 25 лет после казни Жанны. В ложа короля собираются все персонажи, вершится двойной суд - суд истории над Жанной и суд над ее судьями. Только что закончился реабилитационный процесс, который снял с Жанны все обвинения, ее судьи признаны «виновными в умышленном обмане, предвзятости, подкупности и злости». Дух Кошон жалуется, что его прокляли, а тело выкопали из могилы и выбросили в сточную канаву - хотя он был «справедливый, милосердный, верный своим убеждениям и не мог поступить иначе». Возникает дух солдата, дал Жанне крест перед смертью, - раз в год его отпускают за это из ада в сутки. Солдат сообщает, что в аду выбрана компания - «императоры, папы, и короли, и еще разные на ту же пол». Дух капеллана говорит, что он раскаялся и обратился к добру после казни Девы, хотя перед этим активно способствовал ее осуждению, на что Кошон замечает: «Значит, в каждом веке новый Христос должен умирать в муках, чтобы спасти тех, у кого нет воображения? "Появляется граф Уорик, приносит Жанне свои извинения и объясняет:« Ваше сожжение было чисто политическим мероприятием. Лично против вас я решительно ничего не было ». Последним, под общий смех, появляется человек в костюме 1920 года и зачитывает постановление о зачислении Жанны к лику святых католической церкви.
Все присутствующие, включая короля, преклоняют колени перед Жанной и прославляют ее подвиг. Но после ее вопрос: «Хотите ли вы, чтобы я восстала из мертвых и вернулась к вам жива?» Все испуганно встают. Король цинично замечает: «Если бы даже вы могли вернуть ее к жизни, через полгода ее бы снова сожгли». Остальные признают, что человечество не готово принять святых и жить с ними. Колокол бьет полночь, духи, кроме Жанны, исчезают, король засыпает. Жанна в отчаянной молитве призывает Бога приблизить время исправления человечества.

«Святая Иоанна» главные герои

Большинство персонажей пьесы - исторические лица.

  • Жанна д'Арк по прозвищу Дева.
  • Робер де Бодрикур, комендант крепости Вокулер.
  • Бертран де Пуланжи, начальник караула Вокулер.
  • Карл VII, дофин, впоследствии король Франции.
  • Архиепископ Реймсский.
  • Сеньор Ла Тремуй, советник короля.
  • Жиль де Рэ, по прозвищу «Синяя борода».
  • А Гор, капитан.
  • Жан де Дюнуа, по прозвищу «бастард Орлеанский», французский полководец, соратник Жанны.
  • Пьер Кошон, епископ города Бове.
  • Граф Уорик, английский военачальник.
  • Джон де Стогембер, английский капеллан.
  • Брат Джон Леметр, инквизитор.
  • Каноник Джон дьЕстиве.
  • Каноник где Курсель.
  • Брат Мартин Ладвеню, монах.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *