Сроки: Украинские земли во второй половине 16 в

Термины и понятия: Украинские земли во второй половине 16 в

Брестская уния - союз православной церкви с католической под главенством Папы Римского, заключенный на Брестском соборе 1596, в результате которого образовалась УГКЦ. Была вызвана необходимостью исправить последствия церк. раскола между Римом и Константинополем, который состоялся 1054. Важным фактором, побудившим к заключению унии, была необходимость противостоять дальнейшей латинизации и полонизации укр. элиты, а также добиться уравнения в правах укр. духовенства с латинским. Инициаторами унии были укр. иерархи, двое из которых (Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий) вели переговоры 1595 в Риме. Для официального провозглашения унии было созвано церк. собора Бресте 16-20.10.1596. Однако собор раскололся на две части - православную и унийиу. По условиям Б. в. укр. церковь сохраняла вост. обряд, церковнославянский литургический язык, употребление старого (юлианского) календаря. низшее духовенство и в дальнейшем сохраняло право жениться. Одновременно признавалась превосходство Папы Римского как першоиерарха и принятые догмы католической церкви. Православное духовенство признало унию, были уравнены в правах с католическим, освобождалось от уплаты налогов. Шляхта иа мещане получили право занимать должности в гос. и городских правительствах. С восьми епархий Киевской митрополии унию приняли шесть во главе с митрополитом Михаилом Рогозой. Перемышльская и Львовская епархии приняли ее в соответствии 1692 и 1700.

Братства - религ. и культурно-просветительские о ции укр. мещан, которые возникли при церк. приходах в XV-XVII вв. Сначала имели религиозно-благотворительные характер. В XVI в. получили вел. гром.-полит. и нац.-культ, значение. Древнейшим и найвидомишпм было Львовское б., Основанное ок. 1453, которое 1586 учредило первую школу, а также б. во многих др, городах Украины. Вел. роль в нац.-культ. жизни Украины сыграло Киевское б., основано в 1615 при Богоявленском монастыре и школа при нем во главе с Иовом Борецким. К числу его членов, кроме киевских мещан и укр. шляхты вступило и Запорожское войско во главе с гетманом Петром Сагайдачного. 1632 Киевскую братскую школу было объединено с Лаврской школой и создан Киево-Могилянской коллегии. Братства поддерживали немногочисленные укр. магнаты, в них входили ведущие культ, деятели своего времени. Нач. XVIII в. б. обветшали и превратились в исключительно с. в-ции, которые заботились о сохранении церквей и службу богослужений.

Военный довбыш (кошевой довбыш, политаврник) - в Запорожской Сечи (XVI-XVIII вв.) Войск, служащий. ведавший войск, литаврами, с помощью которых созвал запорожцев на общие казацкие рады. Осуществлял другие важные функции, в частности полицейские - раздевал осужденного и приковывал к позорному столбу на площадь, собирал в пользу войска пошлины (перевозочных) при переправах через реки в пределах Вольностей войска Запорожского.

Военный есаул - выборное должностное лицо, занимавшая одну из важнейших вийськ.-админ. должностей на Сечи XVI-XVIII вв. В мирное время следил за соблюдением порядка на Запорожской Сечи, а в военное время - в лагере. И. о. ведал заготовкой провианта на случай войны, распределением платы, защитой интересов запорожцев в пограничной зоне, возглавлял казачью разведку, в судебных делах исполнял роль следователя. Знаком власти в. о. была деревянная палка с утолщениями на концах, скрепленная серебряными кольцами.

XVIII ст. Военный и писарь (кошевой писарь) - выборная должностное лицо, что знала всей канцелярией на Сечи XVI- XVIII вв. Ведал переписке, вел счета доходов и расходов, имел значительное влияние на внутр. и внеш. политику Войска Запорожского. Знаком должности писаря была длинная чорнильнпця-чернильницу, а также гусиное перо, воткнутые за правое ухо. В последнее писарем Сечи был И. Глоба.

Военный пушкарь (кошевой пушкарь) - войск, должностное лицо, которая ведала всей артиллерией и артиллерийскими боеприпасами в Запорожской Сечи XVI-XVIII вв. Выполнял одновременно функции надзирателя сичевой тюрьмы.

Военный судья (кошевой судья) - должностное лицо, которая ведала судебными делами в Сечи XVI-XVIII вв. В своих решениях руководствовался нормами укр. обычного права и традициями судебной практики Киевского государства. Приговоры утверждал кошевой атаман, а смертные - совет. Внеш. знаком власти была серебряная печать. В. с. будучи ближайшим помощником кошевого, часто назначался наказным атаманом. В последнее судьей Запорожской Сечи был П. Головатый.

Волость - название в ист. источниках ю. р-нов Киевского и Брацлавского воеводств, которые граничили с землями Запорожской Сечи.

Шум - вид казацкого боя, когда запорожское войско смешивалось с враждебным.

Галера (от итал. «Галера») - старинный деревянный вел. весельная военный корабль. Тяжелый труд гребцов на галерах стала синонимом каторги, каторжных работ

Городовые казаки - часть укр. казачества, которая в отличие от низового запорожского казачества проживала не в Сечи, а на волостях, или на огородах, то есть на землях, находившихся под властью местной администрации Вел. княжества Литовского. Возникли в первой половине XVI в., Получали от правительства жалованье. 1572 значительную часть г. к. Взято на гос. службу и внесены в реестр.

Гравюра (от фр. «Вырезать, высекать») - вид искусства графики, заключается в ручной обработке досок или металлических пластин и печати с них отпечатков.

Графика (от гр. «Оставлю, рисую») - вид изобразительного искусства, осн. изобразительным средством которого является однотонный рисунок, выполненный преимущественно на бумаге карандашом, пером, кистью, углем, или печатные худ. изображения, оттиснуты на бумаге форме (гравюра) название отдельного худ. произведения.

Гуляй-город - специальное устройство из деревянных щитов на колесах или полозьях с отверстиями (амбразурами) для ружей и пушек. Использовался для штурма крепостей.

Греко-католическая церковь - Рус. католическая церковь, образованная на Брестском церк. соборе 1596 в результате отказа Киевской митрополии от иерархического верховенства Константинопольского Патриарха и перехода под протекторат Папы Римского. Первоначальное название церкви - униатская, с 1774 - г.-к. с. Особивисть вероучения УГьКЦ заключается в сочетании католической и православной догматики при сохранении укр. обрядовой практики.

Дискриминация (от лат. «Различаю») - ограничение или лишение прав определенной категории граждан, о этой, государств по расовому, нац .. или гос. принадлежности, имущественному положению, полит., религ. убеждениями и тому подобное.

Иезуиты (от лат. «Иисус») - члены наиболее влиятельного католического монашеского ордена. В середине XVI сг. распространили свое влияние и на Украине. Активные деятели Контрреформации. Были созданы иезуитские школы во Львове (1608), Луцке (1609), КИПиА (1690) и др .. городах. 1661 иезуитская коллегия »Львове была реформирована на ун-ч. переносном - коварные, подлые, лицемерные люди.

Запорожская Сечь (от укр. «Закрома, сечь - небольшие укрепленные поселения» и «пороги вел. Камни на Днепре») - вийськ.-полит. в-ция укр. казачества. Возникла в результате стихийной колонизации земель Среднего и Нижнего Поднепровья в середине XVI в. К этому времени история Сечи легендарная. Есть достоверные ист. сведения о Сечи на о. Малая Хортица (1552, 1555, 1556). В широком смысле - все земли, которые находились в управлении и владении казаков (Вольности Войска Запорожского). В узком - центр, поселение с админ. управлением Сечи (Киш). Сечь была крепостью, посреди которой вел. площадь, в центре - церковь св. Покровы, полукругом располагались шалаши, а также дома старшины и Админ.-хоз. помещения. Шалаше назывались от местности, откуда были родом основатели куреней: Корсунский, Полтавский, Уманский и др. До сих пор в Краснодарском крае РФ (куда переселилась часть запорожцев в конце XVIII сг.) Много станиц имеют названия бывших запорожских куреней. Под влиянием различных обстоятельств января меняла место, что определяло ее названия: Хортицкая, Томаковская, Базавлукская, Никитинская, Чертомлыкская, Каменская, Олешковская, Новая Покровская (Пидпильпенська), а после уничтожения царскими войсками - Задунайская Сечь. Вся территория Сечи разделена на восемь паланок, то есть владение казаков охватывали земли современной Запорожской и Днепропетровской обл., Частично - Донецкой, Кировоградской, Луганской, Одесской, Николаевской, Херсонской обл. Гл. источниками пополнения казачества были уходники, войск, служилые люди, впоследствии - беглецы от угнетения, крестьяне, мещане. Сечь стала оплотом социальной защиты угнетенных, школой гос. управления для нац. элиты, войск, препятствием для турецко-татарской агрессии. По своему характеру ВС была вийськ.-дем. республикой, имела все признаки государственности, территорию, войско, правительство, символику, казну. Высший орган власти на Сечи - казацкая рада. Гл. должностное лицо - гетман (после 1648 - кошевой атаман). Важнейшим объединяющим фактором на Сечи была православная вера. Там существовал культ физического развития человека. Постоянная опасность была причиной запрета появления на Сечи женщин. Семьи казаков проживали в пределах запорожских вольностей или в отдаленных городах и слободах. На ВС никогда не было крепостного права, использовалась только вольнонаемный труд. Одно из гл. задач Сечи - б-ба с турецко-татарской агрессией. Особенно вел. значение для развития ВС мало гетманом П. Сагайдачного, который превратил казаков в дисциплинированное войско, получившее международный авторитет и славу. Запорожцы сыграли вел. роль при нац.-вызвать. восстаний 20-30-х гг. XVII в. После 1648 центр государственно процессов переместился в Гетманщину. 5 (16) .06.1775 последняя ВС была разрушена рус. войсками, казацкую старшину отправлено в ссылку. Часть запорожцев образовала Задунайскую Сечь.

Каторга (от гр. «Галера») - особый вид наказания. Впервые применен в средние, когда осужденных к каторге отправляли гребцами на суда - галеры (катергы или кадиргы). Через нечеловеческие страдания, которые испытывали рабы на турецких галерах-каторге, в укр. языке этот термин означает тяжелое заключение, изнурительный труд.

Киш Запорожской Сечи (от тюркского «главное помещение старшего чабана; войск, лагерь, гл. Двор войска во время похода») - 1) собирательное название для обозначения всего войск,-ва запорожских казаков; 2) центр, орган управления в Запорожской Сечи; 3) казацкий войск, лагерь, в котором находилась войск, старшина, управляющей всеми делами Войска Запорожского.

Клейноды (от нем. «Драгоценность») - драгоценные войск. знаки, регалии или атрибуты укр. казачества, используемых в XVI-XIX вв. Впервые были предоставлены Запорожском Военные польским королем Стефаном Ба-торием 1576. Среди них были хоругвь, булава, бунчук и печать с гербом, на котором изображен казак с самопалом. Впоследствии к к. Причисляли также перначи, литавры, палки и тому подобное. Высшей признаком власти была булава, которую носили гетманы и кошевым атаманом. После ликвидации казачества к. Были перевезены в Петербург и Москву, где хранятся до сих пор, поскольку конкретных договоренностей о возвращении их в Украину не было достигнуто.

Казацкая совет - орган казачьего самоуправления, существовавший на Запорожской Сечи, в реестровом казацком войске и в Гетманщине в XVI-XVIII вв. Была высшим законодательным, админ. и судебным органом Запорожской Сечи. Собиралась в определенные дни, в XVIII в. - 1 января, второй или третий день Пасхи и И октября. Кроме того, в любой день по требованию казацкого-ва. В течение нац.-вызвать. войны укр. народа под предводительством Б. Хмельницкого к. р. считалась высшим законодательным органом Укр. гетманского государства. Однако, вследствие укрепления власти гетмана, значение совета постоянно уменьшалось. В XVIII в. в Гетманщине к. р. приобрела лишь характера торжественной церемонии избрания гетманом кандидата, назначенного царским правительством.

Косинского восстания - первых вел. нац.-вызвать. восстания против польского господства в Украине 1591-1593 под руководством К. Косинского. Началось в декабре 1591 выступлением отряда запорожцев во главе с гетманом К. Косинским. Постепенно движение охватило почти всю Правобережную Украину. В битве под Пятой (теперь село Чудновского района Житомирской обл.) 23.01 (2.02) .1593 повстанцы потерпели поражение и отступили на Запорожье. В мае этого же года К. Косинский погиб под Черкассами.

Кошевой атаман - выборная должностное лицо на Запорожской Сечи (XVI-XVIII вв.), Которая сосредоточила в своих руках высшую войск., Админ. и судебную власть. Возглавлял Киш Запорожской Сечи. К середине XVII в. кошевой часто називася гетманом. Во время военных походов власть атамана была фактически неограниченной, но в мирное время важнейшие вопросы он выносил на рассмотрение совета старшин и войск, советы. К. о. имел четко определенные обязанности. Внеш. признаком власти была булава. Избирался на казацкой раде сроком на один год, только в исключительных случаях переобираная. Несколько раз к. О. становились выдающиеся укр. военные деятели К. Гордиеннко, М. Калнышевский (был последним атаманом Запорожской Сечи), и, Малашевич, И. Сирко.

Крепостное право - система правовых норм, которые устанавливали зависимость крестьянина ВИЧ феодала и его право на крепостного крестьянина как на неполную собственность. Закрепощение крестьян происходило постепенно вместе с ростом вел. землевладения. Первыми крепостными в Киевской подержанные были холопы. Процесс усилился с завоеванием укр. земель Польшей и Литвой. К концу XVI вот. в Украине было мокриплчепо около 20% крестьянства. 1543 всякие переходы крестьян от одного помещика к другому были запрещены. «Устава на волоки» 1557 усилила закрепощения крестьян, увеличила гос. налоги, обязала крестьян 2-3 дня в неделю работать на земле феодалов. Окончательно укр. крестьянство было закрепощенное артикулом короля Генриха Палу а 1573 и Литовским статутом 1588.

Шалаш - 1) в XVI-XVIII вв. вийськ.-админ. единица Запорожской Сечи, состоявшая из нескольких казаков. Новая Сечь делилась на 38 к. Каждый из них имел свое хозяйство и название, чаще всего под названием местности, из которой происходили казаки этого шалаша. Возглавлял к. Атаман; 2) в Админ.-террит. системе Гетманщины - составная часть сотни. Каждый курень состоял из 10-40 казаков.

Литовские статуты - кодексы средневекового права Вел. княжества Литовского, действовавших на захваченных им укр. землях в XVI - первой половине XIX в. Было издано три уставы: 1529 ( «Старик»), 1566 ( «Волынский») и 1588 ( «Новый»). Нормы Л. с. направленные на защиту частной собственности (особенно земельной), закрепляли сословные привилегии землевладельцев, определяли правовые основания феод, эксплуатации крестьянства. Найрозробленишим был последний устав, в котором в значительной степени сохранялись осн. основы древнерусского права. Он оформил создание единого состояния крепостных крестьян путем слияния закрипачеиих слуг с др. разрядами зависимых крестьян, юридически ввел крепостное право на Брацлавщине и Приднепровье.

Львовское братство (Успенское Ставропигиальное братство во Львове) - нац.-религ. общ. в-ция православных, а впоследствии - греко-католических укр. мещан Львова. Образованное 1585-1586. Устав братства устанавливал за ним право превосходства над др. братствами и контроль над духовенством. Вскоре оно добилось права ставропигии. Устав Л. б. стал образцом для ряда др. православных братств. Активное участие в общ. жизни братства принимали брать С. и Л. Зизании, И. Борецкий, П. Беринда, К. Ставровецкий и др. выдающиеся деятели к-ры и образования. Поддерживал Л. б. К. Острожский и некоторые др. православные магнаты. Оно выступало против Брестской унии, в защиту полет, прав укр. православных мещан. Ему принадлежала типография, средства братства содержалась школа. Л. б. построило достопримечательность архитектуры - Успенская церковь. Нач. XVIII в. братство упадок, 1708 принимает унию. Ликвидировано 1788,

Люблинская уния - соглашение от 28.06.1569 об объединении Польши и Вел. княжества Литовского в единое федеративное государство - Речь Посполитую. Заключено на совместном польско-литовском сейме. Давление шляхты, неудачи Литвы в Ливонской войне и стремление получить войск, помощь со стороны Польши заставили литовских магнатов пойти на подписание Л, у., Которую 1.07.1569 утвердили отдельно депутаты польского и литовского сеймов. Уния завершила процесс объединения двух государств, начавшийся заключением Кревской унии. Во главе объединенного государства стоял монарх, титуловался королем Польским и Вел. князем Литовским. Его должны избирать на совместном польско-литовском сейме. Вводилась единая денежная единица. Вел. княжество Литовское мало отдельные законы, войско, суд, правительство и администрацию. Укр. земли вошли в состав Польши и были разделены на Брестское (в составе Литвы), Брацлавское, Волынское и Киевское воеводства (ранее были созданы Белзское, Подляское, Подольское и Русское воеводство). Заключение Л. в. привело к значительному усилению социального, нац. и религ. гнета в Украине и вызвало подъем укр. нац.-вызвать. движения.

Наливайко восстания - нац.-вызвать. восстание против польских захватчиков под руководством С. Наливайко 1594-1596. В октябре 1594 выступление охватил Брацлавщину, Киевскую, Волынь. 1595. восставшие двинулись на Волынь и Беларусь. 23.03 (2.04). 1596 под Белой Церковью (теперь Киевская обл.) Объединились повстанческие отряды С. Наливайко, Г. Лободы, М. Шаулы. Польское правительство бросило против восставших войско под командованием С. Жолкевского, которое окружило украинский на р. Солонице под Лубны (ныне Полтавская обл.). Восставшие заподозрили в измене Г. Лободу и убили его. Часть старшины 28.05 (7.06). 1596 коварно схватила С. Наливайко и М. Шаулу и выдала их польским войскам. Во время переговоров поляки неожиданно напали на казацкий лагерь и перебили несколько тысяч повстанцев, их женщин и детей. Только небольшой отряд во главе с К. Кремпского сумел вырваться и отступить на Запорожье. С. Наливайко и еще шестерых руководителей восстания казнили в Варшаве и 1.04.1597.

Острожская академия (Острожская школа) - высшая школа, основанная 1576-1580 в Остроге (ныне Ровенская обл.) На средства князя В. К. Острожского. В школе преподавались церковнославянский, греческий, латинский языки и ряд др. предметов. Первым ректором был Г. Смотрицкий, а преподавателями выдающиеся укр. и зарубежные ученые. Школа была образцом для др. учебных заведений Украины. В Остроге учился П. Сагайдачный, М. Смотрицкий и др. Школа прекратила существование 1640.

Острожская Библия - первое полное издание Библии староукраинском языке, напечатанное 1581 в Остроге И. Федоровичем (Федоровым). В книге, кроме того, помещено предисловие князя В. К. Острожского и стихи Г. Смотрицкого, в которых воспевается издатель. Всего О. Б. имеет 1256 страниц и является совершенным образцом печатного дела XVI в. в Украине.

Поресопницьке Евангелие - известный перевод Священного Писания укр. языке XVI в., когда началось использование речи народа в богослужении. Работа над переводом продолжалась 1556-1561 в волынском городке Пересопницы (теперь село Ровенской обл.). Переводчиком был архимандрит псресопницького монастыря Григорий, списал перевод сын протопопа с Сянока (теперь в Польше) Михаил Василевич. На П. Е. принимают присягу Президенты Украины.

Полемическая литература (от гр. «Войск, мастерство» и от лаг. «Написано, рукопись") - лет. произведения конца XVI - нач. XVII в., В которых развернулась спор относительно идеи объединения церквей. До сих пор сохранилось ок. 200 памятников п. Л. представителей разных лагерей. Активными участниками дискуссии были И. Вышенский, Г. Смотрицкий, И. Потий и пи.

Совет сечевой старшины - полуофициальный орган на Запорожской Сечи, в который входили войск, старшины, казаки, которые ранее занимали эти должности, и курении атаманы. Созывался для обсуждения важных вопросов полит., Войск, и админ. характера. В период существования Новой Сечи совет мог выбирать старшину без участия рядового казачества или согласовывала предварительно кандидатуры для избрания на Генеральной казацкой раде.

Реестровое казачество (реестровые) - часть укр. казаков, взятых правительством Речи Посполитой на войск, службу во второй половине XVI в. и внесен в особый список - реестр. В июне 1572 по приказу польского короля Сигизмунда II Августа из казаков (300 человек) было сформировано наемное войско для охраны юго-вост границ. Первым старшим (впоследствии - гетманом) король назначил Я. Бадовского. 1578 король Стефан Баторий увеличил реестр до 600 казаков, предоставил им свою войск., Админ. и судебную юрисдикцию, право на землевладение, торговлю и промыслы, освободил от налогов, обеспечил держплатнею, передал во владение Трахтемирив. Реестровое войско получило несколько пушек, войск, клейноды. В 1620-1630-х гг. Реестровых уже было 3-8 тыс. Человек. Они сыграли значительную роль в б-би с приступами татар. Во время восстаний реестровые часто переходили на сторону восставших. 1648 большинство из них присоединились к армии Богдана Хмельницкого. В Гетманщине г. К. Постепенно стали называться городовыми казаками, а с 1735 г. - Выборными казаками.

Реформация (от лат. «Превращение, улучшение») - сусп.-полит. и идеологическое движение XVI в. во многих странах Европы, набравший формы б-бы против католической церкви. Вследствие Р. возник протестантизм, который провозгласил свою независимость от Папы Римского. Зацепил и Речь Посполитую, а, следовательно, и укр. земли.

Солоницкая бой - решающий бой во время казацко-крестьянского восстания под предводительством С. Наливайко, который состоялся в урочище Солоница вблизи Лубен (теперь Полтавская обл.) 16-28.05.1596. Польско-литовская армия во главе с С. Жолкевским догнала войска повстанцев, которых возглавляли С. Наливайко, Г. Лобода и М. Шаула, неподалеку Лубен, что заставило их построить укрепленный лагерь. В нем было ок. 10 тыс. Человек, но боеспособных не более трех тысяч. Войско С. Жолкевского насчитывало более 5 тыс. Человек, вспомогательные отряды и артиллерию. Осада лагеря длилась почти две недели. Среди повстанцев обострились противоречия, в частности между реестровыми и реестровых казаков, в схватке между ними был убит один из руководителей восстания Г. Лобода. В ночь на 28.05.1596 часть реестровых предательски схватила С. Наливайко, М. Шаулу и др. руководителей восстания и выдала С. Жолкевскому. Во время переговоров польское войско по его приказу коварно напала на лагерь и вырезали несколько тысяч повстанцев, в т. Ч. Женщин и детей. Только небольшая часть казаков во главе с К. Кремпского прорвала окружение и отступила на Запорожье.

Ставропигия (от гр. «Установление креста») - форма управления в православной церкви, которая предусматривала церковно-правовой иммунитет от местной церк. иерархии и непосредственную зависимость от патриаршей власти. В Украине значительные церкви и монастыри имели такой статус (Львовская Успенская церковь и братство при ней, Киево-Печерская лавра, Киевская Богоявленская церковь и братство при ней, Манявский скит, Межигорский Спасо-Преображенский монастырь и др., Но фактически руководство с. Осуществлялось не константинопольским патриархом, а Киевским митрополитом.

Состояния - вел. группы людей, которые пользуются одинаковыми наследственными правами и обязанностями.

Старинные - книги, изданные с середины XVI в. до начала XIX в. Предшественниками с. были палеотипы.

Старшина - войск., Админ. руководящий состав Запорожской Сечи, реестрового казачества, Гетманщины, а также Слободской Украины. Возникла вместе с казачеством. В некоторые времена достигала 150 человек. В ее состав входили: кошевой атаман, войск, Судца, войск, есаул, войск, писарь, курении атаманы, войск, служители, производные и паланковые начальники. Во главе реестровых казаков стоял гетман. Первым гетманом реестрового войска считается шляхтич Я. Бадовский. К регистровой казацкой с. принадлежали также судья, писарь, обозный, есаулы, полковники и сотники. Во время нац.-вызвать. войны укр. народа под предводительством Б. Хмельницкого казацкая с. стала выполнять функции апарт гос. власти, делилась на генеральную, полковую и сотенную с. Самый высокий уровень гос. администрации занимала генеральная с. - Генеральный судья, генеральный обозный, генеральный писарь, два генеральных есаула и др. Права казацкой с. в Моск. государству систематически ограничивались. 1765 она была отменена на Слободской Украине, 1775 - на Запорожской Сечи, 1785 - в Гетманщине. Некоторая часть с. была сравнена в правах с русским. дворянством.

Лагерь - характерная особенность казацкой тактики ведения боя, вид боевого порядка казацкого войска в XVI-XVII вв. Он был укреплением из расставленных в ряд друг за другом обозных телег с обеих сторон от казацкого войска. Таким образом наступления и обороны был известен еще с княжеских времен. Современники называли казацкий т. «Подвижной крепостью». При сближении с противником телеги размещали четырехугольник и скрепляли цепями. Т. можно было быстро разобрать и передвинуть на другое место. 1628 под защитой т. Запорожцы сумели пройти Крым от Перекопа до Бахчисарая с незначительными потерями. Пехотинцы шли между телегами в середине прямоугольника. Переднюю и заднюю линии прикрывала конница. Особое распространение получил этот прием при нац.-вызвать. восстаний под предводительством С. Наливайко, П. Павлюка и во время войны под руководством Богдана Хмельницкого. В конце XVII в. с развитием артиллерии т. как тактический боевой порядок потерял свое значение.

Товарищ - титул рядового казака, полноправного члена мочевого г-ва. В XVIII в. за войск, заслуги гетман присваивал титул «войск, т. (равен сотнику). Войск, т. Выполняли персональные поручения гетмана ии карты право участвовать в совете старшины. Существовали также титулы бунчуковых и значковых т.

Томаковская Сечь - одно из первых укреплений запорожских казаков на днепровском о. Томаковка (Поблете. Современного Марганца Днепропетровской обл., Затопленный водами Каховского водохранилища). Существовала с середины XVI в. (Точной даты строительства Сечи нет, почему 1564) до 1593. К периоду существования Т. С. относится появление термина «Киш». После нападения на Сечь крымских татар 1593 и разрушения укреплений (воспользовались походом казаков против польской шляхты) запорожцы построили Базавлуцкий Сечь.

Украинская шляхта (от старонемецкой «род, порода») - в ХIV-ХVIII вв. привилегированный феод, положение в Польше и Литве, а также на захваченных ими укр. и белорусских землях; укр. родовая знать, которая занимала вершину социальной пирамиды, а также среднее и мелкое рыцарство.

Украинское казачество (от тюркского «свободная вооруженный человек, склонный к завоеванию») - собирательное название казаков в Украине и пограничных странах. 1) Вийськ.-пром. состояние, проживавший на укр. землях в составе Польского королевства и Вел. княжества Литовского (с 1569 - Речи Посполитой) в XV - первой половине XVII в .; 2) привилегированное сословие населения, сложившийся в Украине в нац.-вызвать. войны укр. народа под предводительством Б. Хмельницкого.

«Устава на волоки» - правовой документ, утвержденный 1.04.1557 польским королем, вел. князем литовским Сигизмундом II Августом о проведении аграрной и финансово-налоговой реформы на территории Вел. княжества Литовского. Реформа коснулась частично Украины, в частности Волыни. Согласно документу все великокняжеские земельные владения делились на равные участки - волоки (ок. От 17 до 22 гектаров), ставшие единственной единицей налогообложения. Лучшие пахотные земли отводились под поместья вел князя, остальные распределялись между крестьянами. Каждое тяговое крестьянское хозяйство получало в пользование одну волоку. «В. н. в. »увеличивала налоги и повинности крестьян. Все взрослые члены крестьянского хозяйства должны были отработать два дня в неделю в поместье. Высшим должностным лицом в деревне становился староста, которого выбирала община села и утверждал великокняжеский ревизор, который также осуществлял контроль за проведением «Волочная помири». Она разрушила сельскую общину и связанную с ней гром. форму крестьянского землепользования, заменив его подворным; увеличила крестьянские повинности и усилила закрепощения крестьян. Вводимая трехпольная система земледелия значительно увеличивала производительность труда. Во второй половине XVI в. Волочная система была распространена и на частнособственнические и церк. земли.

Читайте тему «Украинские земли во второй половине 16 в» , чтобы расширить свои знания.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *