Виды и функции СМИ

Виды средств массовой информации (СМИ)

Средства массовой информации - это институты и формы публичного и открытого распространения информации для широкого круга пользователей, осуществляется с помощью технических средств.

СМИ составляют сложную систему, выделяют два основных их типа:

  • печатные (пресса)
  • электронные (радиовещание, телевидение, кинопродукция, аудиопродукция).

Современные СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам Это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные признаки СМИ - это публичность, то есть неограниченный круг пользователей, наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный количественный состав аудитории, меняется в зависимости от выявленного интереса к той или иной передачи, сообщением или статьи.

Понятие «средства массовой информации» не следует отождествлять с понятием «средства массовой коммуникации» (СМК). Это не совсем правильно, поскольку последнее понятие характеризует более широкий спектр массовых средств. К СМК относятся кино, театр, цирк и т. Д., Все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью в обращении к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и т. Д.

Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации - прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: пресса, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного количества каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет соответственно функции журналистики на основе определенных специфических особенностей.

Пресса (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) получила особое место в системе СМИ. Продукция, вышедшая из-под печатного станка, несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые читатель-зритель воспринимает без помощи каких-либо дополнительных средств (взамен для получения радиотелевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т. д.). Печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к «изъятия» информации в удобное время, не мешая окружающим, и при обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, ​​автобусе, самолете и т. Д .).

функции СМИ

Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории.

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном итоге, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком общем.

Вообще, СМИ выполняет множество функций в совершенно разных сферах.

1. Коммуникативная - функция общения, налаживания контакта.

2. Организаторская - в ней наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе.

3. Идеологическая (социально-ориентационная), связана со стремлением осуществлять глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов.

4. Культурно-образовательная, которая заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества и участвуя в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека.

5. Рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. Д. И т. П.).

6. Рекреативная (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

В каждой из этих сфер СМИ выполняют свои социальные роли:

  • производственно-экономическую,
  • регулирующую,
  • духовно-идеологическую,
  • информационно-коммуникативную.

Так, в сфере экономики она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации.

В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.

Генеральным субъектом по отношению к журналистике является общество. На удовлетворение потребностей всего общества направлены функции интеграции познания, выполняет журналистика. Отдельные социальные структуры как субъекты своими потребностями в завоевании и удержании власти определяют такие функции журналистики, как пропаганда, агитация, организация. Личность определяет функции ориентации, морально-психологического удовлетворения.

Для такого специфического вида социальных субъектов, как журналисты, журналистика выполняет служебно-профессиональную и творческую функции.

Однако вызывает сомнение собственно распределение субъектов, поскольку журналист может выполнять не только творческую и профессиональные функции, но также использовать прессу в своих собственных интересах.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *