«За миг счастья» анализ

«За миг счастья» анализ произведения О. Гончара изложенный в этой статье.

«За миг счастья» анализ

Автор - Олесь Гончар

Жанр: новелла.

Год написания - 1964.

Литературный род: эпос.

Тема: изображение любовь с первого взгляда и страшной расплаты за миг счастья.

Главная идея: воспевание красоты и силы чувства любви.

Главные герои: артиллерист Саша Диденко, венгерки Лори (Лариса), ее муж, комбат Шадура.

Время действия: сразу после победы во Второй мировой, когда войска еще оставались на освобожденных от фашистов территориях.

Сюжет «За миг счастья»

На жнивьяному поле встретились Саша Диденко и венгерки Лариса, их охватило невероятное чувство любви - молодые люди предались страстному желанию - неожиданно появился разъяренный, с острым серпом в руке человек Ларисы, хотел наброситься на них, но Саша остановил его смертельным выстрелом - Диденко посадили на гауптвахту - он до сих пор находится в плену счастливого момента, Лариса же интуитивно предчувствует трагическую развязку - военный трибунал, учитывая международный резонанс Диденково дела, не занимается судьбой совсем молодого Саши и выносит смертный приговор.

Мотивы произведения:

  • Престиж государства выше всякой гуманности;
  • Страсть, любовь с первого взгляда;
  • Солдатская дружба и моральная поддержка;
  • Философская сущность счастья человека.

«За миг счастья» характеристика

В новелле ему на высоком художественном уровне удалось показать красоту и силу чувства любви. Это любимая тема художника ( «Из любви - творчество, из любви - счастье человеческое»).

Перед нами предстают обычные люди - артиллерист Саша Диденко и его неожиданная любимая Лори, или Лариса, которую он встретил на жнивьяному поле. Внезапная вспышка страсти под палящим солнцем как невероятный взлет человеческой души, высвобождение ее от земных условностей и предостережений. Или же возможно это в несовершенном мире? Война кончилась, впереди демобилизация, возвращение домой, там новую жизнь, в котором люди, которые видели лицом к лицу смерть, будут гуманные, благородные, добрые и прежде всего счастливы, потому научились ценить каждое мгновение. Мечта вот-вот станет реальностью. К ней уверенно приближается Саша. Он готов к встрече с любимым. Об этом говорится в экспозиции произведения.

Наконец, мы видим праздник души »ии раскрепощение, только почувствовали хлопеиь и его« мадярочка ». Безумная страсть любви, которая переживают герои, передается рядом соответствующих деталей, эпитетов: «горящее лето», жажда, что мучает Сашка-водовоза, свежие снопы ... Первый взгляд парня падает «живое пламя» - одна из жниц. Однако среди этих горящих красок Лариса все же особая, хоть и является как бы невод 'емкой частью жнивьяного пейзажа.

Ее портрет имеет следующие детали: «красная, как жар» кофточка, «загорелые ноги», темные волосы, «карим солнцем налляти глаза», «густовишневи губы» - уже от такой портретной характеристики создается настроение жать, неистовства, романтической приподнятости. Он усиливается описанием: «Она будто только и ждала этого порыва, шибко охватила парня руками и, отклонена на снопы, виддарювала его жаркими поцелуями спраглости, благодарности и отваги. Это же было живое пламя что опалило его объял, ослепило. Снопы розлазились, растекались под ними, как золотая вода, пьянили обоих, она лежала на спине - жаркая, незнакомая! - И глаза ее были полны счастливого пьяного солнца ».

Кульминация новеллы: на фоне этого любовного безумства неожиданно появляется крайне взбешен ее муж с острым серпом в руке. Писатель сознательно «сгущает» здесь краски, напряжение нарастает: «черное лицо», «сумасшедшая муть в глазах» (как контрастная к солнечности в глазах Ларисы!), Тяжелое дыхание и выстрел, который может остановить эту страшную лавину, способную мгновенно уничтожить светлое - любовь. Эта кульминационная сцена имеет важный притчевой подтекст, который воплощает главную идею: жизнь так коротка, однако каждое мгновение может открыта перед нами вечность. Ее Гончар воплощает через художественные образы, через название. Уже эта особенность новеллы «За миг счастья» преподносит ее к высокому уровню художественности.

Напряженность сюжета все усиливается, ведь Саша убил мужчину Ларисы, теперь его будут судить. Еще никто не знает, как расплатится парень «за миг счастья», но, вероятно, так будет неожиданно. Нынешние краски описаний, портретов контрастируют с предыдущими. Прежде всего, обратим внимание, какой выглядит Лариса. Она уже не обольстительная «победительница» жизни, но как бы беспомощна жертва обстоятельств - «измученная, перестпраждана женщина с темным провалом глаз, горящих как у больной», «темно одета, босса, орошенными, и волосы на голове кучмилося небрежно».

Зато Саша еще находится в плену мгновения счастья. Совсем не волнует, что находится в «арестантской шалаше», под вахтой, не задумывается, которая расплата его ждет. Для него открылось настоящее бесконечности мира любви.

Итак, оба образы влюбленных бы дополняют друг друга, создавая единый полнокровный образ любви, которая всегда должна сочетать в себе возвышенность и страдания. Но победит такая любовь все, преодолеет рок? Бесспорно писателю хотелось бы именно это доказать - это уже было в новелле «Модри Камень». Но в 1960-х годах романтизм молодого Гончара приобретает «реалистичного озвучки», опыт, время сделали другие акценты. Примет послевоенное общество на свой флаг такую ​​любовь? - Слышится за текстом риторический вопрос автора. Его герой еще живет как в неземном мире, для него раскрылась важная жизненная истина, но не дошла до сознания страшная опасность - приговор военного трибунала.

Есть в новелле два предложения, по которым кроется довольно интересное содержание и суть настоящей трагедии: «Теперь только один человек в государстве могла помиловать его. Дело дошло до Москвы ». Любовь не оправдано, престиж государства превышает всякую гуманность - дело приобрело международную огласку. Но чего стоит это государство, если она так безразлична к судьбе конкретного человека? Что на самом деле понесла она в Европу на своих знаменах? Хотя Олесь Гончар этих акцентов и не расставляет (и очень хорошо!), Однако они звучат из подтекста, через изображение «живых» людей, их чувств. Как художника, писателя теперь в первую очередь интересует внутреннее состояние парня накануне казни, он стремится достоверно и одновременно экспрессивно передать напряженность ситуации, «взволновать» читателя, потревожить его разум, эмоции, воображение. Автор даже позволяет себе помечтать, создав условную ситуацию, бросает легкий мазок художника: происходит чудо - Сашка помилован, все счастливы: военные, городок виноградарей, а самое главное - он и она. Однако последний, завершающий мазок художника возвращает нас к реальности, опускает на землю: "Тучи над оврагом плыли, как и плыли. Произошло все, что должно произойти ».

Невероятная искренность выражения чувств (как героев, так и рассказчика), природ-ность поведения действующих лиц, непринужденность рассказы, воплощение именно через образную структуру текста высокого философского содержания - все вместе делает новеллу художественно законченной, совершенной и неповторимой.

Большинство новелл, рассказов художника, особенно поздние, будут иными, набирать обличительного, публицистического, идеологического направления, в них будет акцентировано прежде всего на важных общественных проблемах. Так звучать, например, «Кресафт», «Черный яр», «Позднее прозрение» и др.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *