«Зачарованная Десна» анализ произведения

Зачарованная Десна - автобиографическая повесть, воспоминания Александра Довженко о детстве в родном селе на Черниговщине. Произведение полон тонкого юмора. Повесть является гимном реки Десна, родном черниговском краю, крестьянам-труженикам и сельском образа жизни.

проведемо в цій статті — визнчемо тему та ідею, розгдянемо головних героїв, проблематику та сюжет повісті. Анализ произведения «Зачарованная Десна» проведем в этой статье - визнчемо тему и идею, розгдянемо главных героев, проблематику и сюжет повести.

«Зачарованная Десна» анализ произведения

Год написания: 1957

Жанр «Зачарованная Десна»: автобиографическая киноповесть ( «автобиографическое кинорассказом»)

Тема «Зачарованная Десна»: искренняя исповедь писателя о детстве, полная радости и печали, как источник его духовности и художественного таланта.

Идея «Зачарованная Десна»: призыв любить жизнь, ценить и беречь все то прекрасное, что делает человека духовно богатой и счастливой.

Главные герои «Зачарованная Десна»: два лирические герои - Саша и Александр Довженко, иметь Дарья Ермолаевна, отец Петр Семенович, дед Семен, прадед Тарас, прабабушка Маруся.

Композиция «Зачарованная Десна»: произведение можно разделить (условно) на новеллы «Город», «Дом», «Смерть братьев», «Смерть бабы», «Наводнение», «Сенокос», «Кони», «В школу» плюс лирические и публицистические отступления.

Проблематика «Зачарованная Десна»:

  • Природа и человек
  • Путь народа и человека к счастью
  • Прекрасное и безобразное в жизни
  • Призвание, сущность человека
  • Роль труда в жизни человека
  • Добро и зло
  • Жизнь и смерть

Особенности произведения «Зачарованная Десна»:

  • Наличие двух лирических героев
  • Фрагментарность, быстрая смена «кадров»
  • народный юмор
  • Применение различных художественных средств

Сюжет «Зачарованная Десна»

Произведение не имеет четкого сюжета с последовательным развитием событий - сюжет двухплановую: основная сюжетная линия - это как отдельные новеллы (детство Саши, его впечатления, сцены захвата окружающим миром), второй план - лирические отступления зрелого мастера слова (философское осмысление художественного творчества, красоты человеческой труда, природы и человека).

«В этом очерке автобиографического кинорассказом автор спешит сделать сразу некоторые признания: в его реальный повседневный мир, с каждым днем чаще начинают врываться воспоминания».

1) Описание огорода. «До чего же красиво и весело было на нашем огороде».

2) Мать, дед Семен, прабабушка Маруся.

3) Маленький Саша вырвал морковь.

4) Восстановление утраченной святости, уважения взрослых людей Захар.

5) Саша в лодке.

«Как неприятно, когда баба проклинает, или когда долго идет дождь и не стихает. Неприятно, когда пиявка упивается в Жижку ... Неприятно смотреть на большой огонь, а вот на малый - приятно. Приятно найти в трав птичье гнездо ... »

«Но больше всего на свете любил я музыку. Если бы спросил меня кто-нибудь, какую музыку я любил в раннем детстве, инструмент, которых музыкантов, я бы сказал, что больше всего я любил слушать клепки косы ».

6) Одновременная внезапная смерть четырех братьев.

7) Описание отца.

«Много я видел хороших людей, на такого, как отец не видел. Одно, что у отца было некрасивое, - одежда. Из него можно было писать рыцарей, богов, апостолов »

8) Рождение сестры и смреть прабабушки в один день.

«Закрылись всевидящего глазки, утихла народная страстная ее творчество».

9) Старцы во дворе.

«Мать боялась и ненавидела старцев, но подавала им всегда щедро. Она Иула своенравная, и ей очень хотелось, чтобы хоть слепые считали ее богатую ». Отец ненавидел всякий недостаток. Даже слово "бедность" никогда не употреблял к своей особе. Вместо "моя бедность» мог сказать "мое богатство например:" Мое богатство не позволяет купить мне новые сапоги ».

10) Наводнение на Пасху.

«Жили мы в полной гармонии с силами природы ... Как мы с отцом спасали людей, об этом можно написать целую книгу».

«Ярема Бобырь, наш родственник по деда колену, знал приметы ко всем природным явлениям. Особенно верил в мышей ».

11) О селе.

«Погибло и пропало совсем с лица земли мое село не от воды, а от огня. Горел и я тогда в том огне, загибав всеми смертями человеческими, зверскими, растительными .. «

12) О назначении художника.
«Никогда не надо забывать о своем назначении и всегда помнить, что художники призваны народом для того, чтобы показывать миру, что жизнь прекрасна, что само по себе оно является самым большим и самым великим из всех мыслимых благ».

13) Сенокос.

«Я не оглядываюсь. Возле дома мать-кукушка кукует мне разлуку. Долго-долго не один десяток лет будет провожать меня мать, глядя сквозь слезы на доргой, долго крестить мне следует и будет стоять с молитвами на зорях вечерних ».

14) Драки на покосе (реальные и мнимые). Встреча с «русскими» людьми. Отец Саше о национальной принадлежности (мы мужики, хохлы).

«Погода у нас на сенокосе лет с полтораста заведовала ворона».

«Дядя Самойло не был ни профессором, ни врачом, ни инженером. Он даже не был хорошим хлибором. Но, как и каждый почти человек, имел свой талант и нашел себя в нем. Он был косарь. Он был такой большой косарь, что забыли его фамилию и звали его Самойло-косарь. Орудовал он косой, как хороший маляр кистью или ложкой. Если бы его пустили с косой просто, он обкосил бы весь земной шар ».

15) Лев на берегу Десны.

16) О домашних животных: собака Пират, один конь Мурайя второй Тягнибида. Мнимая разговор лошадей.

17) Колядовщики в доме.

«Молодец Сашечка и по торга ходил ...»

18) Саша с отцом в учителя Леонтия Созонович Опанасенко (старый, нервный, злой).
«Не развитий» - сказал неразумный учитель »

19) Лирическое отступление.

«Нет. Я не приверженець ни старого села, ни стариков, ни старины в целом. Я сын своего времени и весь принадлежу современникам своим ». Современное завжлы на попози из прошлого в будущее. Почему же я должен презирать все прошлое? Неужели для того, чтобы научить внуков ненавидеть когда дорогое и святое мое современное, что станет для них когда-то прошлым в великую эпоху коммунизма »

«Далекая краса моя Счастливый я, родившийся на твоем берегу, что пил в незабываемые годы твою мягкую, веселую, седую воду ... »

«Зачарованная Десна» критика

Критик Л. Новиченко: «Зачарованная Десна» - «выдающаяся в современной литературе рассказ о том, от каких духовно-поэтических" берегов "отчаливают народа - и вместе с ними их художники - на переломе новой эпохи, они берут от своего исторического" детства "в будущее и оставляют в прошлом».

Очень точно определил содержание киноповести Максим Рыльский: «Зачарованная Десна» - это задушевная лирическая исповедь, доверху наполненная любовью к родному краю, к трудовому народу, в Украину с ее большим, но скорбным прошлым и с ее большим и радостным будущим ».

Литературоведы о произведении. Именно воспоминания, в которых «первые радости и переживания, и чары первых увлечений детских», определяют исповедально-лирическую тональность киноповести. Ведь человек, который вспоминает прошлое, как правило, выбирает из него самые яркие эпизоды, наиболее впечатляющие штрихи и детали, сохранились в памяти. Они возникают в особом освещении - приподнятом, романтическом ...

Важную роль в структуре произведения играет рассказчик - маленький мальчик Саша. Это дало автору возможность передать искренние чувства, сомнения, колебания, увлечения, страхи ребенка, так непосредственно реагирует на все, что его окружает. Дед Семен видится парню «в старых срибнофольгових одеждах», а реки и озера Сашиного детства кажутся ему лучшими в мире. Буйная фантазия парня рисует даже льва на берегах Десны ...

Колоритные фигуры отца, деда, а еще бабы, матери, дяди Самийла- косаря, Тихона Бобыря - охотника освещают «святость босоногого детства», которое уже никогда не вернется, как и красота родного края. С трепетной влюбленностью рисует А. Довженко в своих воспоминаниях ночное звездное небо, наводнение, сенокос, заколдованную Десну, буйство огорода.

Таким предстает сказочно волнующий мир детства, поэтическая душа ребенка (Н. Бернадская).

Комментарии:
  1. Дмитрий

    Спасибо экзамен написал на 9

    ответить

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *