«Жизнь Галилея» сокращенно

«Жизнь Галилея» сокращено по действиям вы можете прочитать по 10-15 минут.

«Жизнь Галилея» Брехт сокращенно

I

Галилей демонстрирует мальчику Андреа Сарти, сыну своей экономки и будущему ученику, на простых примерах модель Коперника солнечной системы. Галилей говорит о том, что наступает время нового знания, время просмотра всех бывших истин и рождения новых.

Птолемеевский система рассматривала землю неподвижной, надежной опорой. Сейчас все не так, оказывается, что нет никаких опор - все подвижно.

Мальчик не сразу верит Галилею, поскольку придерживается наивной картины мира (ведь земля-то плоская, а не круглая). Тем не менее, Андреа шутку повторяет «ересь» в школе. Этим недовольна его мать, экономка Галилея - госпожа Сарти. Она удивляется, когда узнает, что Галилей действительно разделяет эти идеи (она считала это выдумками сына). Но ее больше интересует то, что Галилей не платит молочнике, что у них долги.

Галилей доказывает Андреа, что его взгляд наивный. Земля может быть подвижна, и мы можем при этом оставаться на ногах. В качестве примера он втыкает в яблоко щепку, крутит его и говорит, что верх щепки всегда выше ее низа, как ни поворачивай яблоко. Галилей рассуждает о новом в науке. Он сравнивает исследователей с мореплавателями: раньше они ходили только вдоль побережий, теперь направляют корабли в открытое море.

Андреа говорит, что Галилею хочет прийти учиться богатый молодой человек Людовико Марсили. Галилей видит, что для Людовико наука - лишь модное увлечение. Людовико говорит, что наука предлагает много диковинок. Он видел в Голландии некое устройство, в котором 2 линзы: двовогнути и двояковыпуклые. К удивлению Людовико, это устройство увеличивает предметы. Галилей отсылает Людовико, а сам о чем-то задумывается.

Приходит Приули, куратор университета в Падуе. Галилео хочет надбавки к зарплате. Но куратор говорит, что математика, которую преподает Галилео, - это лишь забава для тех, кто ее финансирует. Надо радоваться тому, что есть. Приули и Галилей спорят: куратор говорит о том, что в Венеции науку не преследует инквизиция (Джордано Бруно выдали как венецианца), есть возможность свободно творить, а во Флоренции и вообще по всей Европе платят больше, но преследуют. Галилео говорит, что без денег наука тоже не может развиваться, и мало хорошего в такой свободе. Приули отрицает, что если бы Галилей изобрел что-нибудь, то наверняка получил бы надбавку. Он вспоминает разные полезные вещи, которые Галилей придумывал.

Галилей работает над подзорной трубой. Он говорит с Андреа. Тот уже в восторге от открытия Галилея, но ученый предостерегает мальчика: это только гипотеза, проверить никто пока не может. Галилей показывает трубу мальчику, и говорит: «Это принесет нам пятьсот скуди».

II

Галилей демонстрирует публике свое новое изобретение - подзорную трубу. Все в восторге. Галилей получает прибавку в жаловании. Но он погружен в свои мысли.

Любое научное открытие имеет «двойной» смысл. Для непосвященных это только подзорная труба, практическая польза. Людовико уже начал понимать, что Галилей просто надул всех: такие трубы уже продаются по всей Европе. Но только сам Галилей осознал, что он придумал совершенно новое применение этой трубе. А на своей афере просто заработал денег на исследования. Действительно, практическая польза - но не та, которой радуются правители города и военные.

III

10 января 1610 Галилей со своим другом Сагредо наблюдают Луну. Они видят рельеф, видят, что Луна не излучает свет. Галилей говорит, что Луна для Земли - то же, что Земля для Луны. Это противоречит стройной иерархической системе небесных сфер Аристотеля. «Сегодня человечество заносит в летописи: небо отменено». Сагредо страшно: Джордано Бруно сожгли за это.

Приходит куратор Приули, ругается, что Галилей опозорил его в истории с трубой. Галилей говорит, что выиграл время и деньги на новые исследования. Цель оправдывает средства - главный девиз Галилея. Его открытие новой небесной механики поможет составить навигационные карты звездного неба для моряков, а это очень поможет Венеции. Куратор не хочет больше ничего слушать.

Галилео и Сагредо наблюдают спутники Юпитера. Они убеждаются, что вокруг Юпитера движутся 4 спутника и делают вывод, что кристаллической сферы, к которой прикреплен Юпитер, не существует. Все это подтверждает гипотезу Коперника. Галилей в восторге. Он хочет рассказать о новой истину людям. Сагредо предостерегает его: люди не поймут. Но Галилей считает, что свойство истины - простота и ясность.

Утром приходит дочь Галилея Вирджиния. Галилей уже составил письмо Великому герцогу Флоренции - Козимо Медичи. Он называет спутники Юпитера именами Медичи.

IV

Галилей и Андреа Сарти переезжают во Флоренцию и поселяются во дворце Медичи. Герцог Козимо такого же возраста, как и Андреа. Андреа показывает Козимо модель Коперника солнечной системы, Козимо предпочитает птолемеевскую. Они дерутся, Птолемеевська модель ломается. В этот момент входят Галилей, математик, философ и свита Козимо. Математик и Философ не хотят вести наблюдение, прежде чем не обсудят, возможны ли в принципе те явления, о которых говорит Галилей. Они противоречат Аристотелю. Математик и Философ остаются при своем мнении. Галилей не достиг своей цели. Его наблюдения отправляют на проверку главного астроному Ватикана - патеру Кристоферу Клавиус.

V

Во Флоренции чума, но Галилей продолжает свои исследования. Галилей не хочет покидать свои записи и книги, он остается. С ним остается и экономка госпожи Сарти.

Кварталы окружающих. Пищу и воду подают Галилею, на шестах. Госпожа Сарти заболевает, ее забирают. Вскоре она умирает. Возвращается Андреа - он спрыгнул с кареты, чтобы остаться с Галилеем. Галилей сочувствует мальчику, его даже мучает совесть, ведь если бы он поехал, то и мать Андреа осталась бы в живых. Галилей продолжает работать.

VI

1616. «Коллегиум Романум» - исследовательский институт Ватикана - подтверждает открытие Галилея.

Пока ждут решения патера Клавиуса, монахи обсуждают ужасные последствия, в случае если система Коперника окажется доказанной. Один их них говорит: «А теперь, по-ихнему, и Земля - ​​это звезда. Нет ничего, кроме звезд! Мы еще доживем до того, что они скажут: нет различия между человеком и животным, человек тоже только животное; нет ничего, кроме животных! »

Кардинал говорит, что человек - венец творения, центр вселенной, и поэтому Земля - ​​тоже центр. Патер Клавиус тем временем подтверждает правоту Галилея. Об этом шепотом сообщает один из монахов.

VII

5 марта 1616 инквизиция налагает запрет на учение Коперника.

Кардиналы Барберини и Беллармин пытаются убедить Галилея отказаться от своей теории. Они намекают на социальное значение его открытий. Церковь, Писание - все это вносит смысл в жизни людей, особенно простонародья, а Галилей подвергает сомнению прочную картину мира. Кардиналы предлагают Галилею оставаться в рамках математики и использовать свои наблюдения только для вычислений, лишь как математическую гипотезу, модель. Никто не запрещает исследовать, но познать до конца - нельзя. Галилея это не устраивает.

Кардинал-инквизитор говорит с Вирджинией, намекая ей на двусмысленность положения отца.

VIII

Дворец флорентийского посла в Риме. Галилей беседует с маленьким монахом, тем самым, который после заседания «Коллегиума» шепотом сообщил ему мысль папского астронома.

Маленький монах говорит о своих родителях в Кампании. Они трудятся из последних сил, страдают в нищете. И что будет с такими людьми, когда выяснится, что тот смысл, который они видели в своих страданиях, - всего лишь игра богословов, а не истина? Маленький монах предостерегает Галилея. Но Галилей не хочет соглашаться с этим. Он считает, что наука откроет глаза всем людям. Прикладные изобретения, которые улучшат жизнь, упростят труд - бессмысленны, когда простой человек необразованный.

Галилей все более наполняет свою риторику социальным содержанием: освобождение от рабства, угнетателей. Маленький монах явно симпатизирует Галилею, который проводит почти революционную проповедь, и в конце концов отвлекается на его книги, просит объяснить что-то. Галилей иронически восклицает: «Яблоко с древа познания! Он уже вгрызается в него ». Монах становится учеником.

IX

Галилей 8 лет не может вести исследования в любимой области. Он и все его ученики заняты механикой. Но вот он узнает, что ученый-кардинал Барберини стал папой Урбаном VIII. Галилей снова возвращается к астрономии. Ему пишут со всей Европы, спрашивая о солнечных пятнах. Он не может заниматься ими, поскольку это очередная «запретная тема».

В этот момент появляется Людовико. Он так и не женился на Вирджинии через неблагонадежности будущего тестя. Он льстит Галилею, говорит о том, что Галилей наконец вернулся в лоно здравомыслящих исследований. Он-то и сообщает о новом Папе. Как раз в этот момент Галилей заявляет, что возвращается к своим исследованиям. Причем будет вести их родном языке, а не на латыни, чтобы их поняли все. Галилей не может понять, как связана наука с его дочерью, но Людовико аристократ и не может жениться на дочери еретика. Галилею все равно.

X

В течение следующего десятилетия учение Галилея широко распространяется в народе. Памфлетист и уличные певцы подхватывают новые идеи. В карнавальную ночь 1632 во многих городах в оформлении карнавальных шествий многих гильдий используются астрономические темы.

Люди поют частушки, в которых высмеивают церковь, старые порядки, в том числе и социальные. Галилей провозглашается разрушителем католицизма, героем. Нарастает напряженность.

XI

1633 Галилей и его дочь ожидают приема у великого герцога. -За напряженной работы Галилей теряет зрение. Вирджиния предостерегает отца от происков инквизиции. Приходит Ванны - большой делец. Он говорит о том, что в Европе уже давно другие порядки, все купечество на стороне Галилея и против церкви. Он предостерегает Галилея: герцог не друг ему. Ванны предлагает Галилею скрыться. Но Галилей против: он слишком любит комфорт.

Козимо действительно не помогает Галилею. Галилей говорит дочери, что уже подготовил побег. Но именно в этот момент их приглашают в карету и увозят в Рим.

XII

Папа и кардинал-инквизитор обсуждают судьбу Галилея. Кардинал требует жестких мер. Он говорит о социальной напряженности. Папа категорически против, он защищает Галилея. Тем не менее, Папа не понимает, как можно пользоваться навигационными картами Галилея, если они составлены на основе лжи. Но кардинал сообщает, что все больше моряков требуют звездные карты Галилея. Папа наконец соглашается с кардиналом, но приказывает напугать Галилея.

XIII

Процесс против Галилея закончено. Он почти до неузнаваемости изменился за время процесса. Ученики отступают от него. Галилей болен, он совсем плохо видит.

22 июня 1633 Галилео Галилей отрекается от своего учения о вращении Земли по требованию инквизиции. Андреа возмущен отступничеством своего учителя.

За сценой читают фрагмент из книги Галилея «Dicorsi». В аллегорической форме говорится о том, что большая цена за великие открытия: «Разве не ясно, что лошадь, упав с высоты в три или четыре локтя, может сломать себе ноги, тогда как для собаки это совершенно безвредно, а кошка без всякого ущерба падает с высоты в восемь или десять локтей, стрекоза - с верхушки башни, а муравей мог бы даже с Луны ».

XIV

С 1633 по1642 год Галилео Галилей живет в загородном доме близ Флоренции, вплоть до своей смерти оставаясь пленником инквизиции.

Вирджиния, убеждена кардиналами, считает судьбу Галилея счастливой. Она ухаживает за отцом, который почти ослеп. Галилей разбирает какие-то цитаты из священного писания, которые присылают ему из Церкви. Вирджния записывает, не замечая иронии в ответах отца. Они под наблюдением.

Приходит Андреа. Он едет в Голландию. Он пришел только потому, что другие ученые попросили его узнать, как здоровье Галилея. Но Галилей ненавязчиво открывает Андреа глаза. Галилей спас себя для науки. Все это время по ночам он писал свои «Discorsi». Андреа раскаивается в своем отношении к учителю. Галилей отдает ему свитки и напутствует Андреа, а вместе с ним - всю науку.

Галилей говорит, что он недоволен собой. Он предал науку тем, что отдалил знание от человечества. Наука ради науки - пустая и даже опасна. Цель не оправдывает средства, как он раньше считал. На первом месте - человек, а знания, цивилизация, культура - вторичны.

«Я считаю, что единственная цель науки - облегчить тяжелое человеческое существование. И если ученые, запуганные своекорыстными обладателями, будут довольствоваться тем, чтобы накапливать знания ради самих знаний, то наука может стать калекой и ваши новые машины принесут только новые тяготы. Со временем вам, вероятно, удастся открыть все, что может быть открыто, но ваше продвижение в науке будет лишь удалением от человечества. И пропасть между вами и человечеством может оказаться настолько огромной, что в один прекрасный день ваш победный клич о новом открытии будет встречен всеобщим криком ужаса ».

XV

В 1637 Андреа покидает Италию. На границе его осматривают, но невнимательно: пограничникам лень пересматривать все книги. При осмотре мальчики, играющие неподалеку, обсуждают какую-то местную ведьму. Они спрашивают у Андреа, можно летать по воздуху. Они видят ящик Андреа, которую не заметили пограничники, и сообщают им. Там еще книги, но пограничники пропускают его. Уже из-за границы Андреа кричит мальчикам: «На палке нельзя летать по воздуху. Для этого к ней нужно было бы по меньшей мере приделать машину. Но такой машины пока не существует. Возможно, ее никогда и не будет, ведь человек слишком тяжелая. Но, разумеется, этого знать нельзя. И мы вообще еще очень мало знаем. У нас все впереди! »

Комментарии:
  1. степан

    Спасибо очень полезна информация

    ответить

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *