СМИ как средство формирования общественного мнения

СМИ и политика. СМИ как средство формирования общественного мнения

СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, непосредственно касаясь его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творит) функции, поэтому они в той же мере, что и создатели политики несут ответственность за то, что происходит в обществе.

Объединение наций в сильные централизованные государства часто оказывалось возможным благодаря появлению прессы, создала новый вид социальной общности - публику отдельно взятой газеты. Члены этой агрегации разделены расстояниями, но объединены потребляемой информацией. Пресса ускорила и поставила на «поток» выработку единых символов и значений в национальном масштабе. Сегодня СМИ не только непрерывно воспроизводят этот процесс, но и выводят его на глобальный уровень. Хотя СМИ призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют цели, которые часто отличаются от потребностей общества и используют для их достижения различные методы.

Политическое влияние СМИ осуществляют через влияние на разум и чувства человека.

В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информирования и аргументации, построенной по законам логики. Эта модель соответствует сложившемуся там типа менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах законом запрещено использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды, однако у них разные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широко применяют методы преимущественно эмоционального воздействия, особенно ярко проявляется в периоды избирательных кампаний и нередко может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуются тоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лиц других национальностей и всех неугодных.

Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, во многом зависят их дальнейшие действия. Они не только отбирают сведения, которые поставляют информационные агентства, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами и распространителями. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной массовой аудитории форме и комментирования - важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио, телевидением, а также от способа и форм представление информации.

Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют собой сложный многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, которые обеспечивают информирование населения о том, что происходит в каждой конкретной стране и во всем мире.

В современный период развития украинского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все все зависит от действия такого субъективного фактора, как социальная активность личности. Важную роль в формировании этой активности, а также общественного мнения играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Средства массовой информации - мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способен убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они удерживают пока пальму первенства и собирают наибольшую аудиторию. В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы о повышении эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего это отбор проблем, решение которых может поддержать и подсказать аудитория.

На сегодня значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации сейчас занимает телевидение. Если в конце 70-х - начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьезно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *