Антимонархические и антиклерикальные мотивы «Простак»

Антимонархические и антиклерикальные мотивы произведения «Простак»

Гуронец толерантен европейцев и в сфере религиозных убеждений, и особенно веротерпимости. «Немилосердный судья ... хотел узнать, какой религии придерживается гуронец: англиканской или гугенотской.

«Я придерживаюсь своей религии, - сказал тот, - как вы своей». «Да, Господи, - сказала госпожа де Сент-Ив, - как это может быть, то же гуронца НЕ католики? Разве преподобный отцы иезуиты не всех их обратили в веру? »

Простак заверил ее, что в его стране еще никого не обратили к вере, никогда настоящий гуронец не изменил убеждений и что в их языке нет даже термина, который означал бы предательство ...

«Мы окрестим его, - говорила госпожа де Керкабон господину приору, - вы будете иметь честь сделать это, мой дорогой брат, а я хочу быть ему за крестную мать, господин аббат де Сент-Ив примет его от купели »».

Итак, дикарю и в голову не пришло никого из присутствующих обращать в свою веру, зато цивилизованные христиане повели себя совсем иначе, крайне удивил и даже возмутил тот факт, что кто-нибудь может исповедовать НЕ веру.

Правда, возможно, французы перестарались в эмоциональном отношении к религиозному вопросу, а само по себе стремление «спасти душу» язычника было бескорыстным и искренним? Но уже следующие реплики свидетельствуют о том, что мотивы эти были совсем не высокими, а продиктованными желанием прославиться необыкновенной акцией:

«Это будет блестящая церемония, о ней будут говорить по всей Нижней Бретани, и это даст нам навеки почет и уважение».

Следовательно, и в религиозных вопросах естественный человек превосходит людей цивилизованных.

Вольтер не был бы Вольтером, если бы уже с первых строк повести НЕ поиронизував над церковью. Вот показательный пассаж - характеристика гуронов дяди, аббата Керкабон:

«Приор, немного уже пожилой, был добрый батюшка, его любили соседи, как раньше любили соседки. Больше всего пользуется он уважения за то, что был единственным духовным лицом, не надо было нести к постели после ужина с братией ».

Что и говорить, незаурядная личность. И весьма веские основания для уважения среди прихожан.

С той же целью использовано уже упомянутое очуднение. Показательным является тот факт, что гуронец ни разу не назвал Библию Библией, а лишь выражениями вроде «книга, которую дал мне дядя», «книга, которую вы мне дали» и другие. А чего стоит только сцена исповеди дикаря, когда он буквально толкует предписание Библии «сознаваться друг другу», ведь, по логике формулы «друг другу», если он признался монаху, то и тот, в свою очередь, должен признаться ему: «Сначала надо было исповедаться, и это было самое трудное.

В Простака всегда была в кармане книга, дал ему дядя: там он не нашел ни одного апостола, что исповедовался бы, и поэтому правил свое. Приор заткнул ему рот, показав в послании Святого Якова-младшего эти слова, нанесли столько бед еретикам «Исповедуйте ваши грехи друг другу». Гуронец замолчал и исповедался у одного францисканца. Закончив исповедь, он вытащил францисканца из исповедальни и, схватив этого человечка сильной рукой, сел на место, а того поставил на колени перед собой.

«Ну, друг мой, сказано:« Исповедуйте свои грехи друг другу ». Я рассказал тебе свои грехи, и не выйдешь отсюда, пока не расскажешь мне своих ». Говоря так, он уперся своим широким коленом в грудь противнику. Францисканец закричал. На крик сбежались люди и увидев неофита, что душил монаха во имя святого Якова-менее ».

После ряд не менее смешных казусов, обусловленных буквальным толкованием Священного писания (дикарь не знал европейских обычаев и верований, а просто буквально понимал то, что написано в Библии), гуронец легко, словно между прочим, делает обобщенный вывод:

«Я все время вижу, что у вас тут происходит множество вещей, которых нет у книге, и не делается ровным счетом ничего из того, что там сказано».

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *