Артюр Рембо «Голосивкы» анализ

Артюр Рембо «Голосивкы» анализ

В сонете «Голосивкы» Рэмбо предлагает новый принцип формирования образа, который строится на свободной ассоциации между звуком и цветом, зрительных впечатлениях. Сонет построен как ряд произвольных ассоциаций лирического героя между звуками и цветами, зрительными образами. Гласные звуки дают импульс его творческом воображении, вызывая образы, рожденные впечатлениями от внешнего мира и напряженной духовной жизни. Так, звук «А» ассоциируется у поэта с черным цветом смерти, тления, мухами на свалках - символом всего отжившего, ненужного. Звук «Е» связывается с белым цветом, древней чистотой ледников. «И» символизирует пурпур, ток крови, бурные страсти. «В» воплощает мудрость зеленой природы и одновременно человеческую мудрость. «О» ассоциируется с синим цветом неба, неземными тайнами и неразгаданным божественным смыслом.

Цвето-звуковые ассоциации соотносятся между собой по принципу контраста: черный - белый (духовная смерть - вечное бытие), красный - зеленый (страсть - мудрый покой). Однако для поэта все взаимосвязано, одно лучше отражает другое.

В «Голосивках» «поэт-ясновидец» все подчиняет своему сознанию и способен видеть природу и мироздание лишенными объективных закономерностей, причинно-следственных связей. Как и большинство стихов Рембо, «Голосивкы» имеют множество трактовок. Например, одно из них предлагает рассматривать стих как символическую картину человеческого бытия: от тьмы (черный цвет А) к свету (белый цвет Е), через бурные страсти (красный цвет И) к мудрости (зеленый цвет В) и познание тайны Вселенной (синий цвет В). Важную роль в «Голосивках» играет принцип контрастности: черное - белое, смерть - жизнь, безобразное - прекрасное, быстротечное - случайное. Рэмбо использует форму сонета, который традиционно состоит из тезиса, антитезы и их синтеза, то есть в самой его устройстве заложено противоречие, и это позволяет рассматривать «Голосивкы» как образец символистского поиска «соответствий» между разными началами жизни, как панорамную картину Вселенной.

Уподобление гласного звука цвета означало пренебрежение словом как смысловой единицей, как носителем определенного значения. Звук, изолированный от смыслового контекста, приобретает функцию «внушения», прямого влияния на чувства, «внушаемости», с помощью чего и оказывается «неизвестно». Такую литературную технику предсказывал уже принцип Верлена «музыка прежде всего» (который, несомненно, прямо повлиял на Рэмбо), но верленовской импрессионизм сохранял как образ данной души, так и конкретный природный образ, а у Рембо неузнавание становится все простое и осязаемое.

Подхватывая бодлеровский идею общих «соответствий» в храме природы, Рембо вписывает ее в свою концепцию «ясновидения», что дает ему возможность увидеть природу и мироздание лишенными причинно-следственных связей, объективных закономерностей, где все подчиняется сознании поэта.

«Голосивкы» поражают своей динамикой, разнообразием образов и чувств, изменениями интонаций, помогает автору открыть многогранный мир человеческих чувств, впечатлений, ассоциаций. Эксперименты А. Рембо продолжили следующие поколения символистов, ища таинственный смысл в области звуков и удивительных образов.

Артюр Рембо «Голосивкы»

А черное, белое Е, красное И, зеленое
В, синее О, - о вас я сейчас бы что:
А - черный мух корсет, вокруг свалок
Кружение их быстро, жужжание угорелый;

Е - шатра в белой мгле, копья ледников,
Утренних испарений дрожь непостижимое;
И - пурпур, крови ток, прекрасных уст неистовое,
Опьяненные раскаяние или неудержимый гнев

В - Жмури на морях божественно-глубокие,
И покой пастбищ, и морщин мудрый покой -
Печать посвященных алхимии ночей

О - неземная Сурьма, где скрыто скрежет острый,
Молчание Ангелов, Миров безмолвный пространство,
Омега, блеск его фиолетовых глаз.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *