биография Мольера

Мольер (Жан-Батист Поклен) (1622-1673) - французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актер и директор театра, более известного как труппа Мольера. Биография на украинском языке Жана-Батиста Поклена приведена в этой статье.

Биография Мольера коротко

Париж, 15 января 1622. В семье Жана Поклена, богатого буржуа, потомственного декоратора, родился сын, Жан-Батист. Мать умерла, когда мальчику было 10 лет. Отец хотел, чтобы сын стал продолжателем его дела и обеспечил наследнику неплохое образование. Жан-Батист окончил иезуитский колледж, выдержал экзамен на звание лиценциата прав в Орлеане.

Но замечательные перспективы не привлекали юноши, он грезил театром. В июне 1643, когда ему исполнился 21 год, Жан-Батист Поклен покинул семью и открыл «Блистательный театр» в Париже. Этот проект просуществовал всего два года и потерпел финансовый крах. Остались только долги, которые Жан-Батиста платить было нечем. По этой причине ему пришлось даже провести некоторое время в тюрьме.

После этой истории отец проклял своего сына, запретил позорить фамилию. В то время актерская профессия считалась низкой и называлась не иначе как презрительным «комедиант». Именно с этим связывают появление псевдонима Мольер. Жан-Батист предпочел отречься от фамильного имени, ведь он не представлял своей жизни без театра.

Мольер занялся любимым делом, организовав бродячую труппу, с которой путешествовал из одного города в другой. Репертуар был небольшой, поэтому он сам взялся за перо. Начинал с написания одноактных пьес. Так появились «Летающий доктор», «Ветреник», «Ревность Барбуйе» (это те, которые пришли к нам, а были и другие).

Постепенно популярность труппы Мольера росла, стали выступать в больших городах. Однажды, в Лангедоке Мольер встретился со школьным товарищем принцем Конти, который порекомендовал его брату короля. И вот Жан-Батист Мольер вместе со своими актерами получил возможность играть в театре при дворе, в Лувре.

Последние полтора десятилетия жизни Мольера (1658 - 1673) были самой продуктивной в плане драматургии. В это время были созданы такие шедевры, как «Смешные модницы», «Мнимый рогоносец», « Мещанин во дворянстве », «Дон Жуан, или Каменный гость», «Тартюф», «Мизантроп», «Мнимый больной». Его пьесы беспощадно высмеивают пороки людей: жадность, лицемерие, ханжество.

Постановка при дворе комедии «Тартюф» нанесла серьезный удар по католической церкви. В пьесе Мольер показал преступность церковной власти, лживость ее морали. Конечно, пьеса была запрещена, и Мольер для ее спасения «снял» с главного героя его духовный сан, сделал его обычным святошей и ханжой.
Запрещались к постановке и другие пьесы - так действовала критика драматурга. Однажды даже был закрыт его театр, и целых три месяца актеры ждали возможности вновь играть, хотя все это время даже не получали денег.

Сам Мольер был человеком далеко не бедным, получал ежегодную пенсию в 1500 ливров от короля. Но к деньгам относился легко, с удовольствием тратил их. Тратил не только на себя, помогал нуждающимся, отзывались о нем, как о человеке добром, великодушное.

Личная жизнь Жана-Батиста Мольера сложилась не очень счастливо. Женился он в сорокалетнем возрасте, молодая жена Арманда Бежар обманывала его. Не сложилась и дружба его с Жаном Расином. После премьеры в театре Мольера пьесы Расина «Александр Великий», она была передана для постановки другой труппе. Мольер воспринял это как предательство

Умер Жан-Батист Мольер 17 февраля 1673 году после спектакля «Мнимый больной», в которой играл главную роль. Несмотря на то, что чувствовал себя плохо, спектакль отменять не стал. Доиграв роль до конца, уйти из театра сам уже не мог и умер через несколько часов.

В то время актеров запрещалось хоронить на кладбищах, но благодаря королю, Мольер все же был похоронен, но ночью и в той части кладбища, где хоронили самоубийц. В 1792 году его останки были перенесены в музей французских памятников, а в 1817 перезахоронены на кладбище Пер-Лашез, в Париже.

Комментарии:
  1. zak

    Cпасибо за статью! Очень люблю Мольера и с удовольствием читаю о нем и смотрю в разных постановках. Обожаю "Скуого" в исполнении Луи де Финес, а недавно посмотрела в исполнении израильского театра - очень понравилось. Мольер замечательный драматург и психолог!

    ответить

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *