«Дамаскин» анализ
«Дамаскин» М. Павич анализ
Подзаголовок: рассказ для компьютера и циркуля
Автор: Милорад Павич
Сборник «Стеклянный улитка»
Литературный род: эпос
Жанр: новелла
Стиль: постмодернизм
Идеи рассказа «Дамаскин»:
- Следует заботиться о «храм души».
- Грехи необходимо искупить, а долги платить.
- Любовь - удивительное и непредсказуемое чувство.
Композиция 6 разделов между которыми есть два перекрестка и два возможных финала (читатель сам выбирает, какой раздел дальше читать) - «Строители», «Обед»; Перекресток № 1: «Третий храм», «Дворец»; Перекресток № 2: «Столовая» - Финал № 1; «Спальня» - Финал № 2.
Главные герои: ректор сербских школ города Осиека господин Николлич фон Рудная, его дочь Атиллия, зодчий Йован Дамаскин, зодчий Йован Лествичник.
Варианты прочтения:
- вариант 1: «Строители», «Обед», «Третий храм», «Дворец», «Столовая», «Спальня»;
- вариант 2: «Строители», «Обед», «Третий храм», «Дворец», «Спальня», «Столовая»;
- вариант 3: «Строители», «Обед», «Дворец», «Третий храм», «Спальня», «Столовая»;
- вариант 4: «Строители», «Обед», «Дворец», «Третий храм», «Спальня», «Столовая».
Методы в рассказе «Дамаскин»
методы | примеры |
Развернутые (похожи на барочные) метафоры | - Вы думаете, я играю? - Улыбнулась она в Дамаскина.- Где там! Этими звуками я поливаю цветы в саду от окнами. ... Что сказать о домах? Просто, некоторые из них имеют талант нас любить, а какие - нет. Дома - это по сути непрерывное переписка между домом и теми, кто в них живет |
парадоксальные портреты | Один из строителей был старый, испуганный человечек, короткорукий и такой молчун, что когда его заставляли заговорить, рот его хлопал, как рыбий михур.Дамаскин был хороший, но левша, с крепкими икрами и плотной черной бородой с золотой защелкой. Локти и запястья у него были перевязаны белыми платками, как это делают саблисты. Когда они на- падают, платки развеваются и сбивают с толку противника - тот не знает точно, с какой стороны следует ждать удара. Но молодой Дамаскин не носил ни сабли, ни ножа. Почти все время молчал, хотя непрерывно что-то делал руками |
Каталогизация, «плетение словес» | Имена строителей, географические названия, вещи (например, мебель в комнате все начинались на «с») |
- Ирония - неизвестному, который напал на спящего Дамаскина, не удалось его убить, то вдруг «досадно забурчало в животе»;
- гипербола - в Атилии так много мечтаний и ощущений, которые ежедневно приходится забывать "не пудами или килограммами, а тоннами»;
- афоризмы - «Если хочешь долго и счастливо прожить на земле, не щади себя ни в чем»;
- эпитеты, сравнения и др.
Черты постмодернизма в рассказе «Дамаскин»:
- игра с читателем (несколько вариантов прочтения)
- создание местного колорита с помощью балканских имен, географических названий и бытовых деталей (Йован, Лаушевич - имена и фамилии; Карловицах, Паннония - географические названия; ветошь, видлежаны в табаке для трубки - еда и напитки);
- использование мотивов византийской и поствизантийской культуры (храмы древнегреческого образца, мифы).
Содержанию пласты:
- исторический (жизнь Сербии - две империи, три веры, множество языков)
- Философско-символический (проблемы разрозненных этносов, стремятся духовно возродиться)
- ассоциативный (использование читателем своего жизненного опыта для осмысления текста);
- гипертекст (единство всех времен и исторических фактов).
Три церкви на чертеже Йована Лествичника:
- храм из самшита (храм души, состоящий из земных деяний и мыслей человека)
- каменный храм (храм - ступенька для духовного самосовершенствования)
- храм на небе (чистота, духовный подъем, тайна).
Добавить комментарий