этапы социализации

этапы социализации

В доиндустриальном обществе отличали лишь три этапа человеческой жизни: детство, зрелость, старость. Детство заканчивалось рано - в 13-15 лет, преимущественно после заключения брака.

Люди только недавно осознали, что каждый возрастной период человека - это особый мир. Во времена Шекспира дети во всем были похожи на взрослых. Только после эпохи Возрождения появились первые признаки возрастной разницы - прически, одежду ... В XVIII в. начинают выделять юность. По образному выражению американского ученого Ф. Масгрейв, юноша был изобретен одновременно с паровой машиной (1765 явилось изобретение Д. Уатта, а 1762 Руссо «открыл» юноши, написав книгу «Эмиль»).

Детство - важнейший этап первичного обучения и социализации. «Все мы родом из детства» (А. Экзюпери). Американский психолог Эрик Эриксон выделил 8 стадий в развитии личности, четыре из них приходится на детство. В этот период закладывается фундамент социализации, человеческая личность формируется на 70%.

Ребенок не умеет жить во взрослом мире: не масс социальных статусов и ролей, четких прав и обязанностей, не знает, что такое социальная ответственность; плохо представляет себе, что такое социальные нормы.

Юность - самый тяжелый период социализации. «Годы юности - самые трудные годы», - писал еще в XVIII в. немецкий философ И. Кант. Возрастные рамки: 13-17 - тинейджер, 19-23 - юноша.

Подростковый возраст - это экзамен для всех (самого подростка, родителей, учителей). Нельзя быстро и без труда решить все проблемы этого возраста: надо набраться терпения ...

Зрелость - это расцвет человеческой личности. Долгое время она состояла из нескольких циклов. Нижняя граница размыта, примерно 21-23 года. Экстремальные ситуации вызывают быстрое взросление человека. Верхний предел обозначена возрастом выхода на пенсию - 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин. Главный критерий зрелости: самостоятельность ( критерии самостоятельности )

Зрелость - наиболее активный творческий возраст. Психолог Г. Леман проанализировал несколько тысяч выдающихся открытий и пришел к выводу, что самые лучшие, самые оригинальные идеи и труда были сделаны людьми преимущественно в 29-30 лет: Ньютон открыл закон тяготения в 24 года; Лобачевский - неевклидовой геометрии в 24; Менделеев - периодический закон в 35 лет.

После того как человек выходит на пенсию, заканчивается активный период социализации - наступает старость.

Старость - это период человеческой жизни, следующего за зрелого возраста и делится на несколько циклов: до 71 года - пожилой возраст; с 71 до 90 - старческий; возраст человека более 90 лет считают возрастом долгожительства. Старость - это физическое состояние, для которого характерно постепенное угасание всех жизненных функций.

дополнительно:

Определение термина «тинейджер». Почему этот возраст называют трудным, переходным?

1. Происходят важные физиологические изменения: половое созревание; интенсивный рост (на 5-8 см в год), увеличение массы тела (4-8 кг в год); перестраивается опорно-двигательный аппарат (увеличивается степень окостенения, нарастает мышечная сила) и т. д. Социальная и психологическая зрелость очень часто не успевает за зрелостью физической.

2. Психологические сдвиги (влечение к противоположному полу, усиливается агрессивность, склонность к необузданного риска и т.д.).

3. Стремление инноваций и творчества; непризнание авторитетов.

4. Подчеркнуто стремление к независимости и самостоятельности.

5. Формируется параллельная система ценностей: родители - сверстники.

6. Меняется поведение (от почти полного послушания к скрытой или явной неповиновения родителям).

7. Противоречия между стремлением самостоятельности и зависимости от мнения и поведения сверстников.

8. Заканчивается формирование фундамента личности - мировоззрения.

9. Осознание своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни; происходит постоянный поиск нравственных ориентиров.

Ролевой диапазон тинейджеров, как и раньше, крайне ограничен: экономически несамостоятельные, требуют социальной защиты, не выступают участниками правоотношений, не являющихся собственниками, производителями. Они только потребители; хотя психофизически они уже созрели для принятия важных решений. Недостатка жизненного опыта приводит к многочисленным ошибкам. Однако главное не их количество, а качество: преступность, наркотики, алкоголь, половая распущенность ... Это попытка играть взрослые роли, подростки тяготеют к тем, кто их считает взрослыми.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *