«Фауст» Гете краткое содержание

«Фауст» Гете краткое содержание

Произведение начинается лирической посвящением. Поэт с грустью вспоминает о безвозвратных времена юности, когда он задумал писать свою поэму. Он посвящает вступление к поэме родным и друзьям своей юности, тем, кто уже умер или находится далеко: «Вы опять со мной, бредил туманны, что в юности давно уже пролетели». Поэт с благодарностью вспоминает «всех тех, кто жил того яркого полудня».

После «Посвящения» идет «Театральное вступление», непосредственно не связан с сюжетом поэмы. Директор театра, Поэт и Комический актер в беседе обдумывают проблемы художественного искусства. Должно искусство служить толпе или оставаться верным своему высокому назначению? Этот разговор является отражением взглядов самого Гете на искусство.

Пролог на небе

В «Прологе на небе» содержится завязка трагедии. Здесь действуют Господь, архангелы (Рафаил, Гавриил и Михаил) и Мефистофель. Архангелы поют хвалу деянием Господа, сотворившего Вселенную. Они рисуют картину природы, величие которой невозможно постичь разумом:

Земля со скоростью страшной
В пространстве крутится-лета,
И райское свет дня очередь
Изменяет ночи темнота.
Волнует море необозримое
И шумом скалы покрывает
И сфер стремление вечно-скорое
И горы, и море порывы.

Славословия архангелов прерывает Мефистофель своей саркастической репликой: «Господи, ты опять между нами явился, спрашиваешь, как идут у кого дела ...» Не все на земле так прекрасно, как только уверяли в своих высокопарных тирадах архангелы. На земле, говорит Мефистофель, «я свидетель лишь ничтожества человеческой».

Между Богом и Мефистофелем начинается спор. Впервые звучит имя ученого мужа Фауста, которого Бог берет за образец как своего верного и усердного раба. Мефистофель отвечает, что «его мысли на безумие больные», не похож он на других рабов, что в нем нет покорности и покоя. Он отмечает противоречивую, раздвоенную натуру Фауста:

Его мысли, безумие больные,
Парят где-то в неопределенной дали.
То с неба бы он сорвал лучшие звезды,
То пил он все радости земные;
И ни земля, ни дальше необозримые
НЕ удовлетворят того бреда.

Мефистофель считает, что он может дать Фаусту земные радости, которые захватят его и заставят забыть о высоких порывы к знаниям. Бог позволяет Рафаэлю подвергать Фауста любым искушениям, опустить его в любую бездну, считая, что ощущение выведет Фауста из тупика. Мефистофель принимает спор, он уверен, что выиграет ее, что заставит Фауста "... ползать в пыли». Если Фауст признает себя удовлетворенным жизнью, его душа будет отдана Мефистофелю. Бог дает право Мефистофелю бороться за душу ученого. Начинается грандиозная по масштабу борьба добра и зла, возвышенного и низменного!

Сцена 2 «У городских ворот»

Яркого праздничного дня пестрая толпа горожан, гуляющих направилась за город. Фауст и его помощник Вагнер - сухой педант, «скучный, ограниченный школяр» - присоединились к праздничной толпы. Все окружающие уважали Фауста: он сам и его отец без устали лечили людей, спасая их от болезней. Его не пугали ни «язва моровая», ни чума. Простые горожане и крестьяне приветствуют врача, кланяются ему и уступают дорогу. Но это искреннее признание не доставляет радости Фаусту. Он далек от того, чтобы переоценивать собственные заслуги. На слова Вагнера о том, что доктор должен гордиться такой любовью народа, Фауст отвечает, что часто лечил людей, но часто не узнавал потом, помогло человеку его лечение и выжила она. Фауст признается Вагнеру, что в нем живут две противоположные человека, не уступают друг другу. Одна палка и несется к земле, а другая - за облака, готова вырваться из тела.

На прогулке к Фаусту и Вагнера прибивается странный черный пес, которого Фауст сначала считает оборотнем.

Вагнер успокаивает Фауста: «Вы видите не призрак, это обычный пес. Рычит, хвостом виляет, лег на живот. Все, как у собак. Не похож он на дух ».

Фауст забирает пса с собой.

Сцены 3 и 4 «Кабинет Фауста»

Фауст в своем рабочем кабинете, и снова его грызут тяжелые сомнения. У его ног черный пудель - пес, пристал к нему на прогулке. Стремясь побороть растущее беспокойство, медлительность мыслей и раздор, Фауст принимается за перевод на немецкий язык Нового завета.

«Вначале было Слово», - читает он в Евангелии. Но толкование греческого «Логос» как «Слово» не удовлетворяет его, и он пытается подставить другие понятия: сначала «Мысль», затем «Сила» и, наконец, «Дело». «Сначала было Дело» - воскликнул Фауст, потому что для него действовать - превыше всего.

Но здесь от занятий его внимание отвлекает черный пес, Фауст пытается выгнать его из комнаты, но пес ощетинился и вырос в высоту и ширину и в конце концов перевернулся на Мефистофеля, впервые предстает перед доктором под видом странствующего студента. Фауст удивлен: вот значит как, пес в себе скрывал школьника?

На вопрос хозяина об имени неожиданный гость отвечает, что он часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла ... Дух, привыкший всегда отрицать.

Гость снисходительно смеется над человеческими слабостями, над человеческим талантом и признается Фаусту, что мир пока сносит его нападки «без потерь». НЕ поладив в целом со Вселенной, Мефистофель вредит по мелочам.

Мефистофель хочет соблазнить Фауста маленькими радостями жизни и в подтверждение человеческого чувства развлечь его. Он зовет на помощь духов, те водят «танец» вокруг доктора, поют о плотских радостях, когда с утра до заката - песни, гуляния, танцы, небо, трава. И поцелуи ... Фауст засыпает под этот танец, а Мефистофель тем временем исчезает.

В следующей сцене Мефистофель опять появляется в кабинете Фауста, но теперь он «пришел ... зухом». На нем «червец ... блаватас, плащом возлагал атласную, надел шляпу с пером приятной, еще и шпагу хлестким запас». На этот раз он с места в карьер предлагает старому отшельнику развеять тоску и, облачившись в пышные одежды, покинуть «никчемные занятия».

Фауст отнекивается, говоря, что в любой одежде будет чувствовать «тоску существования», что он «жизнь возразил» и с тоской ждет смерти. Мефистофель уговаривает Фауста прекратить «возиться с вечной печалью», предлагая ему свое общество и уверяя, что Фауст не с ним скучать.

Если предложенная наслаждение захватит Фауста настолько, что он попросит остановить это мгновение, то он станет добычей Мефистофеля, и Мефистофель сможет забрать его душу.

Фауст в конце концов соглашается подписать соглашение с дьяволом. По этой договоренности Мефистофель должен прислуживать Фаусту и выполнять все его желания до тех пор, пока тот не воскликнет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Фауст дает Мефистофеля расписку, подписанную кровью.

Скрепив кровью договор, они отправляются в путешествие - просто в воздухе, на широко расстеленной плащи Мефистофеля.

Сцена 12 «Сад»

За время, прошедшее между этими сценами, к Фаусту вернулась молодость - тридцать лет совсем с плеча.

Мефистофель свел Фауста с ведьмой, которая омолодила его, дав выпить волшебного напитка, и сделала его более восприимчивым к наслаждениям. Фауст теперь молод, красив, кровь кипит, и он не знает больше колебаний в своей решимости познать все наслаждения жизни и постичь высшее счастье. Мефистофель радуется, что заставил его забыть о тяге к знаниям и науке.

Но какую же искушение придумал хромой бес своему подопечному? Одна из них называется Маргарита, или Гретхен. ей пятнадцать лет, она обычная, чистая и невинная девушка. Гретхен выросла в маленьком городке, где у колодца обмениваются сплетнями кумушки. Семья ее небогата, хотя отец и оставил небольшое наследство - и сад, и небольшой дом в слободе. В доме нет служанки, и девушке приходится выполнять самой всю работу по хозяйству. Брат служит в армии, а младшая сестренка, которую она винянчила, недавно умерла. Между Фаустом и Гретхен с ее наивной простотой - большая дистанция. Но именно это в ней пленяло Фауста.

Увидев на улице Маргариту, которая возвращалась из церкви, Фауст вспыхнул к ней безумной страстью. В ответ на предложение провести ее девушка отвечает гневным отказом. И тогда свои услуги предлагает водородом-дьявол. Маргарита отвечает Фаусту таким же пламенным любовью. Они встречаются в саду. Девушка срывает ромашку и, отрывая одну за другой лепестки, гадает: «Не любит. Любит. Нет ... Любит! ».

Ее чувства безгранично, о его глубине и силу мы можем только догадываться, если эта скромная, кроткая и наивная девушка не просто становится любимой Фауста, но впоследствии, по его совету, усыпила свою мать, чтобы та не мешала их свиданиям.

Фауста привлекает эта юная и невинная простолюдинка, возможно потому, что с ней он обретает ощущение красоты и добра, к которому когда-то стремился. Любовь дарит им наслаждение, но оно же становится и причиной несчастий.

Гретхен

К брату Маргарита, Валентина, доходят слухи, что его сестра, которая ранее была образцом, уже не может быть примером нравственности. Проходя мимо окна Гретхен, Валентин случайно встречается с Фаустом и Мефистофелем. Догадываясь, что один из них сестринский любовник, он бросается в драку По знаку своего хромого компаньона ( «Смелее, доктор! Шпагу! Вперед!») Фауст принимает бой. Вместе с Мефистофелем они борются против Валентина, и Фауст заколол брата своей возлюбленной. Увидев, что Валентин убит, Фауст со своим провожатым убегает с места событий. Умирая, Валентин проклинает свою сестру, называя ее шлюхой, и отдает на общественный Осуждение. Он предвещает ей: наступят дни, когда тебя отвергнут все честные люди, как чумы.

К брату Маргарита, Валентина, доходят слухи, что его сестра, которая ранее была образцом, уже не может быть примером нравственности. Проходя мимо окна Гретхен, Валентин случайно встречается с Фаустом и Мефистофелем. Догадываясь, что один из них сестринский любовник, он бросается в драку По знаку своего хромого компаньона ( «Смелее, доктор! Шпагу! Вперед!») Фауст принимает бой. Вместе с Мефистофелем они борются против Валентина, и Фауст заколол брата своей возлюбленной. Увидев, что Валентин убит, Фауст со своим провожатым убегает с места событий. Умирая, Валентин проклинает свою сестру, называя ее шлюхой, и отдает на общественный Осуждение. Он предвещает ей: наступят дни, когда тебя отвергнут все честные люди, как чумы.

Сцена 25 «Тюрьма»

Итак, Фауст бежал от расплаты за убийство, поспешив, забрался из города. Что же случилось с тех пор с Маргаритой? Несчастная девушка стала тяжелой воровкой. Как оказалось, она невольно умертвила мать, потому что та однажды не проснулась от сонного зелья. Позже Маргарита родила девочку и, спасаясь от человеческого осуждения, утопила ее в реке. Теперь она, заклейменная как убийца и блудница, заточена в тюрьму и ждет наказания. Фауст узнает об этом несчастье и обрушивается на Мефистофеля с упреками. Дьявол с холодной улыбкой отражает эти упреки, но обещает ему освободить Маргариту. Фауст проник в тюрьму, где томится Гретхен, ожидая наказания.

Маргарита потеряла разум. Простоволосая, босая, она поет в заключении детскую песенку и дрожит от любого шороха. Когда пришел Фауст, она его не узнала. Считая его палача, она умоляет дать дожить ей до утра. Он в отчаянии слушает ее безумные вещи. Она что-то говорит о ребенке, которого надо покормить, просит не вести ее под топор. Фауст падает перед ней на колени, называет ее по имени ( «Гретхен! Гретхен»), разбивает оковы. Наконец она понимает, что перед ней друг:

Это он, это он! Не стало мук, образ,
И тьмы тюрьмы, и оков, и скорби! ..
Это ты! Я снова на свободе!
Ты меня спас!
Смотри, вот тая улица,
Где впервые мы переглянулись,
А вот и тот сад,
Где с Мартой тебя ждала в вечерок.

Цепи Маргарита приходят. Она не может поверить в свое спасение. Фауст подгоняет ее: времени мало, надо идти, скорее оставить темницу. Но Маргарита не спешит, она упрекает любимому, что он стал холодным по отношению к ней, к ее объятий, разучился целоваться:

Уже и целоваться разучился?
Почему же теперь так страшен стал?

Маргарита рассказывает Фаусту, что в пруду утопила ребенка. Фауст снова просит ее поторопиться: «Идем! Доверься! Не тяни ». Она говорит Фаусту, что нет худшей участи, чем ходить с больной совестью всегда с оглядкой, нет позади врагов или засады - и отказывается идти за ним на волю. Он решил вывести ее силой. Но Маргарита на удивление оказывается решительным и снова отказывается.

Мефистофель, появившийся в дверях, подгоняя Фауста. Они оставляют тюрьму вдвоем, так и не уговорив Маргариту идти с ними. «Я покорюся Божьем суд», - говорит девушка. Уходя, Мефистофель говорит, что Маргарита обречена на муки. Однако голос выше говорит: «Спасенная». Предпочтя яростной смерти и раскаянию над бегством, устроенной дьяволом, Маргарита спасла свою душу.

Последний монолог Фауста (II часть)

Фауст снова старый и чувствует, что жизнь подходит к концу. Его ждет еще один удар - он ослеп и остался в полной темноте. Слепой и немощный старик, стоит уже на краю могилы, Фауст все же стремится осуществить свою заветную мечту: построить плотину, чтобы отвоевать у моря кусок земли, которую каждый год затапливает морской прилив, лишая ее плодородия.

Развязка приближается. Мефистофель предусматривает близкую смерть Фауста и созывает лемуров, злых духов, чтобы приготовить ему могилу. Он надеется, что душа Фауста попадет ему в руки. Слепой Фауст слышит звон лопат, и ему кажется, что это его народ занимается строительством плотины. Им овладела шальная радость и энергия - он думает, что заветная цель уже близко. Однако слепому Фаусту невдомек, что это не строители - вокруг него суетятся злые духи, роя ему могилу. Вдохновленный идеей строительства, он продолжает отдавать приказы строителям.

В его воображении возникает такая грандиозная картина богатой, плодородной и процветающей страны, где живет «народ свободный на земле свободной», что он говорит сокровенные слова о том, что хотел бы остановить мгновение.

Итак, роковые слова произнесенные. Фауст падает на руки лемуров и умирает. Мефистофель уже предполагает момент, когда согласно договоренности завладеет его душой. Однако здесь появляются небесные силы, и начинается борьба злых духов с ангелами. Мефистофель проклинает ангелов. Но розы, которые разбрасывают ангелы и загораются от огненных дыханий бесов, пекут тело Мефистофеля. Не выдержав борьбы, бесы убегают, и ангелы относят душу Фауста на небеса.

Душа Фауста спасена.

Комментарии:
  1. Алена

    как и чем Мефистофель соблазняет Фауста? Удалось ли ему это?

    ответить
    • Даниил

      Он его соблазняет, но Фауст жил не для себя, а для других людей. Поэтому Мефистофель НЕ зпбрав его дкшу.

      ответить

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *