«Фауст» сюжет

Сюжет «Фауст» Гете взял из историй о жизни реального средневекового персонажа - героя немецких мифов и преданий доктора Иоганна Фауста.

«Фауст» Гете сюжет

Трагедия начинается с не имеющего отношения к основному сюжету спора между директором театра и поэтом о том, как надо писать пьесу. В этом споре директор разъясняет поэту, что зритель грубый, бестолковый и не имеет собственного мнения, предпочитая судить о произведении с чужих слов. Да и не всегда его интересует искусство - некоторые приходят на спектакль только для того, чтобы похвастаться своим нарядом. Таким образом, пытаться создать великое произведение не имеет смысла, поскольку зритель в массе своей не в состоянии его оценить. Вместо этого следует свалить в кучу все, что попадется под руку, а так как зритель все равно не оценит разнообразие мысли - удивить его отсутствием связи в изложении.

В трагедии Гете Фауст смотрит на мир с крайним пессимизмом, проклиная все существующее в мире, начиная с лжи и высокомерия и заканчивая семьей, любовью и надеждой и готов покончить с собой. Однако, ему появляется еще более циничный и ненавидящий мир Мефистофель, который заключил с Господом пари на то, сможет ли Фауст спастись от него (аналогичное паре можно встретить в Ветхом Завете, в Книге Иова). После этого Фауст, относящийся с полным равнодушием к загробной жизни, продает Мефистофелю свою душу в обмен на мирские удовольствия. По условию соглашения, душа Фауста отходит Мефистофелю в тот момент, когда Фауст возвеличит мгновение своей жизни.

В начальных легендах о Фаусте герой пытается жениться, но под давлением Мефистофеля, противился браку, как обычаю, установленному Господом, предается блуду. В интерпретации Гете конфликт между Фаустом и Мефистофелем о браке отсутствует. Зато Мефистофель потворствует желанию Фауста сблизиться с Маргаритой, однако относится к чувствам Фауста с крайним цинизмом и считает, что они сводятся к плотского влечения. Для того чтобы они могли встретиться наедине, Фауст передает Маргарите снотворное, которое и должна подсыпать своей матери. От полученного зелья мать девушки умирает. Позже Маргарита обнаруживает, что беременна, и ее брат, Валентин, бросается в погоню за Фаустом. После того как Фауст и Мефистофель убивают в драке Валентина, они покидают город, и Фауст не упоминает Маргариту, пока не видит ее призрака на шабаше. Призрак появляется ему в Вальпургиеву ночь как пророческое видение - в виде девушки с колодками на ногах и тонкой красной линией на шее. Пораженный, он идет на помощь Маргарите, осужденной за то, что она убила дочь, зачатого ею от Фауста, но, когда Маргарита отказывается бежать, он бросает сойдя с ума девушку умирать в тюрьме.

Вторая часть обогащается перенесением действия в Античный мир - сложным сюжетным переплетением между современным Фаусту Средневековьем и давно ушедшим временам, которые, к слову сказать, с философской точки зрения так близки Гёте и его просвещенному времени, идеологически восходящему ко временам античности.

К концу трагедии Фауст сохраняет цинизм и проклинает Заботу, за что и его ослепляет. Однако Фауст решает, что он переживает величайшую момент в своей жизни, так как его работа принесет большую пользу людям. Таким образом завершается его контракт с Мефистофелем, и его душа должна попасть в ад, а также завершается паре, заключенное между Мефистофелем и Богом, о том, сможет ли Фауст спастись. Однако, в отличие от «Народной книги», согласно которой Фауст попал в ад, в версии Гёте, несмотря на выполнение условий соглашения и то, что Мефистофель действовал с разрешения Господа, ангелы забирают душу Фауста у Мефистофеля и уносят ее в рай.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *