Гераклит биография сокращенно

Биография Гераклита на украинском языке изложена в этой статье.

Гераклит биография коротко

Гераклит Эфесский - греческий философ-досократиков. Автор известных выражений: «Все течет, все меняется» и «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного. Он родился и жил в малоазийском городе Эфесе, его акме приходится на 69 олимпиаду (504-501 гг. До н. Э.), С этого можно примерно вывести дату его рождения (около 540 г.). По некоторым данным, принадлежал к роду басилевсам (царей жрецов с чисто номинальной властью во времена Гераклита), потомков Андрокл, однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата.

Диоген Лаэртский сообщает, что Гераклит, «возненавидев людей, пошел и стал жить в горах кормя былинами и травами». Он же пишет, что к философу в его добровольном изгнании появился ученик Парменида Мелис и «представил Гераклита Эфесцы, которые не хотели его знать».

Биографы подчеркивают, что Гераклит "не был ничьим слушателем». Он, видимо, был знаком со взглядами философов Милетськои школы, Пифагора, Ксенофана. Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значений. С произведением Гераклита были знакомы Сократ , Платон и Аристотель , его последователь Кратил становится героем одноименного платоновского диалога.

Мрачные и противоречивые легенды об обстоятельствах смерти Гераклита ( «велел обмазать себя навозом и, лежа так, умер», «стал добычей собак») некоторые исследователи интерпретируют как свидетельство о том, что философ был похоронен по зороастрийськимы обычаям. Следы зороастрийского влияния обнаруживаются и в некоторых фрагментах Гераклита.

Император Марк Аврелий в своих мемуарах пишет, что Гераклит умер от водянки, а навозом обмазался как лекарством от болезни.

Гераклит является одним из основоположников диалектики.

Гераклит «О природе»

Гераклиту принадлежит философский прозаическое произведение «О природе» (не путать с одноименным трудом Анаксимандра). Известно, что его труд разделена на три части: «О космосе» (вселенная), «О государстве», «О боге». Изложение мыслей в этом произведении затемненный стилистически загадочностью, поэтому идеи его не вполне четкие, темные (недаром Гераклита называли "темным"). Однако речь Гераклита, в отличие от Анаксимена, простая и непринужденная, богатая метафорами и сравнениями, значительно мифологизированная. Исследователи отмечают, что у Гераклита мифологии больше, чем в милетских философов.

В учении Гераклита основой наук считается логос. Именно Гераклит впервые вводит в философскую терминологию это понятие, в него означает общий закон бытия, основу мира. Гераклит утверждает: все осуществляется за логосом, который является вечным, общим и необходимым; высшая цель познания - познания логоса, а вместе с тем познание высшего единства мироздания и достижения высшей мудрости, ибо признак мудрости - способность согласиться с утверждением логоса, что все единое. При этом Гераклит указывает, что познание логоса и мудрости дается не всем, хотя все люди от природы умные.

Понимание логоса как объективного закона мироздания, как принципа порядка и меры приводит Гераклита к открытию субстанционально-генетического начала всего существующего в огне. Огонь у Гераклита не только то, что лежит в основе всего существующего, но и то, с чего все возникает. «Все существующее, - указывает Гераклит, - всегда было, есть и будет вечно живым огнем, который со временем то вспыхивает ярче, сильнее, то угасает». Логос у Гераклита - это закон Вселенной. Согласно этому закону, все абсолютно переменное, в мире ничего не повторяется, все преходящее и одноразовое - "все течет».

Гераклит - один из первых философов, кто заметил, что одно и то же одновременно является отличное и даже противоположное. Он указывал, что существенное изменение - это изменение в свою противоположность, что одна противоположность обнаруживает ценность другой, а противоречивость сближает противоположности. Гераклитивський вогнелогос присущ не только всей мироздании, но и человеку, его душе. Душа имеет при этом два аспекта: вещественно-натуральный и психически умственное. Благодаря тому, что душа огневая, она самовозрастающая логос. В социальной философии Гераклита закладываются основы демократии. Он подчеркивает, что народ в государстве выше всего и должен ставить закон, он должен бороться за него, как за свой собственный дом. Это необходимо делать потому, что все человеческие законы питаются от единого божественного закона - логоса.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *