Общественное мнение ее функции

Понятие и функции общественного мнения

Общественное мнение является одним из древнейших феноменов общественной жизни. По словам испанского философа X. Ортеги-и-Гассет (1883-1955), «закон общественного мнения - это закон всемирного тяготения в области политической истории». Рост ее влияния на социальные отношения связано с демократизацией жизни, повышением культурного и образовательного уровня населения, процессами глобализации и тому подобное.

Термин «общественное мнение» (англ. Pablik opinion) впервые применил во второй половине XII в. английский государственный деятель лорд Д. Солсбери на определение моральной поддержки населением страны действий парламента. Постепенно этот термин стал общепринятым.

Общественное мнение - специфическое проявление массового сознания, выражающееся в оценках (вербальных и невербальных) и характеризует отношение людей к общественно значимых событий и фактов, актуальных проблем общественной жизни.

Как социальный феномен общественное мнение имеет следующие сущностные характеристики:

  • она является не арифметической суммой мнений отдельных индивидов по определенному вопросу, а интегративным образованием, имеет исторические, временные, территориальные особенности, сложную структуру и выполняет определенные функции;
  • формируется в результате высказывания группы людей, которая не механическим образованием, а характеризуется определенной общностью интересов, целостностью;
  • возникает только по актуальным для социальной общности или общества проблем, ситуаций;
  • ее характеризуют интенсивность распространения, стабильность, значимость, компетентность, социальная направленность; может выражаться как в вербальных суждениях, так и в реальном поведении;
  • часто является конфликтной.

Общественное мнение возникает в двух измерениях:

  • как оценочное суждение - говорится о том, что общественное мнение всегда содержит оценку общественностью конкретных проблем, явлений, процессов общественной жизни, отношение к конкретным объектам действительности. Поэтому она совокупным оценочным суждением определенной группы людей по событий, явлений социальной действительности;
  • как важная социальная организация общества - в демократическом обществе она является одним из элементов принятия решений на всех уровнях управления (государственном, региональном, муниципальном и т.д.).

Как и все социальные институты, общественное мнение превращает неупорядоченные, случайные, стихийные социальные взаимодействия между населением и политическими, управленческими структурами на упорядоченные, длительные, контролируемые, то есть окультуривает это взаимодействие, оснащает механизмами и принятым правилам. По мнению современного украинского социолога В. Осовского, содержание общественного мнения как социального института выступает как совокупное отношение, выраженное в форме оценочного суждения между субъектами общественного мнения (общественностью) и субъектами власти по поводу оценки, содержания, способа решения определенной политической, экономической, экологической, социальной проблемы.

На разных этапах развития общества, в различных типах обществ при различных политических режимов (тоталитарных, либеральных, демократических) проявление общественного мнения как социального института имеет свои особенности. Так, при тоталитарных режимов она бессильна, за либеральных - в счет за возможности и только по демократическому правлению становится действенной силой, воздействуя на все процессы общественной жизни.

Общественное мнение может быть использована в регулировании многих сфер жизнедеятельности общества, важнейшие среди которых:

а) социальные процессы, отношения. К ним относятся организация социального управления (выработка, принятие и реализация управленческих решений); реализация принципов социальной политики и социальной справедливости; решение экологических проблем, организация эколого-социального мониторинга; организация процессов функционирования трудовых коллективов и самоуправления в них; осуществление общественного контроля и тому подобное;

б) экономические процессы, отношения. Их структурными элементами является регулирование отношения населения к экономическим процессам, выяснения отношения населения к экономическим реформам; изучение рынка; маркетинг; исследования эффективности рекламы и тому подобное;

в) политические процессы, отношения. Их образуют политическая деятельность в целом; проблемы реализации демократических принципов; организация выборов и референдумов; определения рейтинга политических деятелей, политическое рекламирование и тому подобное;

4) духовные, идеологические процессы, отношения. Эту сферу охватывают организация идеологической деятельности, пропаганды, функционирования средств массовой информации; социализация; воспитание личности.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *