Характеристика «Украина в огне»

Киноповесть «Украина в огне» - один из самых сильных, самых впечатляющих произведений украинской литературы о трагедии народа в годы второй мировой войны и на протяжении всей своей истории.

Характеристика «Украина в огне»

Именно Украина приняла на себя первые удары захватчиков; страшные и самые битвы происходили на ее полях, и вся она пылала в огне и страданиях.

Эти картины с сожалением и болью, а еще больше со страстной ненавистью к врагам изображает автор: «Горят ржи на многие километры, пылают, топчутся людьми, подводами ... Ревут аэропланы. Мечут бомбы. Рассыпаются всадники по полю, как птицы ... Крик и плач и высоченный крик раненых лошадей ».

Полная растерянность среди населения, растерянность в войсках перед внезапным железной нашествием ... Сыновья Киприана Хуторного, одного из героев киноповести, стали дезертирами, вернулись домой и оправдываются перед отцом: «У нас, папа, - генерал пропал. Застрелился, хотя его сырая земля не приняла .. Растерялись мы ... Мосты, папа, сорваны. Плавать не умеем о ».

Писатель выискивает причин предательства и говорит о них в прямых авторских обращениях к читателю. Эти слова звучат гневным обвинением государственной политике за воспитание молодежи: «В грозную большую час жизни своего народа не хватило у них ни ума, ни крупности души. Под давлением тяжелых обстоятельствах не отошли они к востоку со своим большим обществом, что ему потом судила судьба удивить мир своими подвигами. Привыкшие к типичной безответственности, лишены знания торжественной запрета и святости призыва, вялые их натуры не поднявшихся до высот понимания хода истории, звала их к гигантскому боя, к чрезвычайному. 1 никто не стал им полезен с славных прадедов истории, великих воинов, ибо не учили их истории. Не помогли и близкие родные герои революции, потому что не почитали их память в деревне. Среди первых ударов судьбы потеряли они присягу свою, потому что слово «священная" не звенело в их сердцах торжественным звоном. Они были духовно безоружные, наивные и близорукие ».

О такой ахиллесову пяту украинского народа знают даже враги. Немецкий офицер Эрнст фон Крауз говорит своему сыну: «Эти люди абсолютно лишены умения прощать друг другу несогласия даже с имя интересов общих, высоких. У них нет государственного инстинкта ... Ты знаешь, они не изучают истории. Удивительно. Они уже двадцать пять лет живут негативными лозунгами одкидання бога, собственности, семьи, дружбы! В них от слова «нация» остался только прилагательное. У них нет вечных истин. Поэтому среди них.Так много предателей ... »

Война подняла на ноги всю Украину. Тысячи беженцев, перевалено жителей городов, ехали на восток. А крестьяне, привязанные «тысячелетними узами к земле», не могли все уехать, потому смотрели вслед отъезжающим и говорили: «А куда же они вот едут, хотя им пусто было! Чтобы они бежали и не переставали! И зачем их везут машинами? Может, машины и на другое пригодились! »

Те, что ехали в тыл, спрашивали друг друга: «Слушайте, почему они не бегут? Вы видите? Они не убегают? - Ну, ясно. Чего же им бежать? Они ждут немцев ».

Так раскалывалась нация изнутри, и это еще один из трагических последствий войны, который будет переживать народ еще долгие годы после войны. А с приближением фронта еще больше углубилась пропасть между теми, кто ехал в тыл, и теми, кто шел или оставался «Пролетали грузовые машины разных Снаб, зоенторгив, управлений, поставок. Холодные, злые водители, казалось, не. видели ничего на дороге. Не видели и пассажиры. Немало среди них было никчемных людей, лишенных глубокого понимания народной трагедии. Недоразвитость обычных человеческих отношений, скука формализма, видомственна безразличие или просто отсутствие человеческого воображения и тупой эгоизм катили их на государственных резиновых колесах мимо раненых ».

Но самое страшное было то, что «государственные деятели средней руки», убегая сами, обвиняли других в панике, скрывали правду. Василий Кравчина, услышав разговор председателя исполкома одного городка Н. Лиманчук с двумя девушками об отступлении, с горечью воскликнул им: «Бегите, сестры мои, убегайте. Потому что придут немцы, изувечат вас, заразят болезнями, погонят в неволю, а этот трудносгораемых шкаф, - показал Василий на голову, - что собирается бежать, вернется потом и судить вас за разврат ».

Так и случилось потом с героиней произведения - Кристиной и сотнями других девушек, которым пришлось пройти все круги фашистского ада, а потом еще и предстать перед судом холодных и бездушных «трудносгораемых шкафов», которые решили, что именно они - проводники государственной политики, линии партии .

Длинной, очень длинной была война. И крови пролилось много, как отмечает писатель, «больше чем бы могло пролиться. И страданий ».

Автор показывает всю глубину народного горя в оккупации - пришлось и пахать вместо коней и волов, и отдавать цвет нации - лучших, юношей и девушек - в Германию на каторжные работы, подвергаться унижениям, погибать в огне пожаров, под дулами фашистских автоматов, на виселицах. Вот один из таких страшных эпизодов, описанных в киноповести. Эрнст фон Крауз, преследуемый партизанами, плохо спал. А расплата за это была страшная: «Сотни несчастных людей, расстрелянных, искалеченных, с вырезанными на груди и на лбу звездами, сгорели той ночи в селе, замкнутые в горящих сараях и церквях. Расплатились за немецкий болезненный сон тяжелыми муками в огне украинские дети ».

Неумолимая война не раз и не два прокатывалась украинской землей, увеличивая число жертв и разруху. Автор представляет зловещий пейзаж, от которого становится, жутко: «Дымом сходили горизонты. Огненные валы с громом и грохотом не один раз перекатывались с востока на запад и с запада на восток. Мертвые танки чернели на полях грозными своими тушами, будто вымершие пугала в пустыне. И куда не поехать, куда ни пойти, - везде несло духом непогребенным человеческого трупа. Минированные нескошенные поля были полны зловещих тайн ».

А какой понравилась Довженко река! «Она была збещена, изнасилована и искажена врагами.

Вода текла в ней мутная и кровавая, с дохлой рыбой, трупами и другими останками страданий ... И грязь, и муть, и кровь в реке, и смерть! Это была уже не река, а сток нечистот ».

Безмерной была трагедия простых, рядовых наших воинов, которые приняли на свои плечи весь груз битвы за родную-землю. Этих боев не выдерживали ни звери, ни птицы, ни пресмыкающиеся: «Такой страшный был мир в бою. Одна только человек мог вытерпеть бой ... »

Описание боевых действий занимает в Довженко несколько страниц. Но это боль израненного сердца, это крик души: «Люди, опомнитесь!» Увиденное, прочувствованное и пережитое писатель пропускает через призму художественного восприятия и с большим талантом подает читателям «Воздушные волны и буйные завихрения от пролетающих больших снарядов и взрывов мин срывали людей с земли, крутили их вверху, как осенний лист, и бросали на землю.

Все воздуха пришло в неистовый движение, все оно, вся атмосфера звучала, ревела, взрывалась, каркали и гремела тысячами громов, воздуха горело. На бойцах загорались рубашки.

... Семь раз сходились бойцы с противником. Семь тяжелых немецких атак отбили они вдребезги, в порох, в дым. Тридцать шесть вражеских танков пылало уже перед ними и снесло к небу грозную славу. Труппу враждебного лежало между танками множество ».

И таких смертельных боев было множество, а заканчивались они чаще всего одним:

«Все отдали. Все до последней нитки. Поквитались с жизнью, с войной, с врагами на. всю силу. НЕ мудрили, не прятались по резервам и тылам, а не обрастали родственниками на простых своих артиллерийских постах. НЕ выжимали из малых своих талантов большой пользы ... не любили выставляться напоказ ни в целом виде, ни в раненому, ни в каких доблестях ... »

Автор накивае этих героев поименно, а за ними стоит весь героический народ, который грудью защитил землю от фашистской орды.

В этом списке, в соответствии с исторической правды, мы видим не только фамилии украинском, но и россиян, грузин, представителей различных национальностей, всех, кто плечом к плечу сражался против немецко-фашистских оккупантов. Поэтому безосновательным представляется обвинения А. П. Довженко в национализме (в худшем понимании этого слова).

Писатель восхищается мужеством своих героев, прославляет их подвиг в веках, хотя сердце его при этом обливалось кровью за напрасно потерянными силами и жизнями.

«Как дрались люди! Как целые столетия несокрушимой упрямства и боевых щедрот раскрылись вдруг в Вернигора, Труханов, Волках и Якимаха. Родная родительская земля умножила их гнев и силу боевого запала. Они словно вросли в землю, и когда немцы были уже совсем близко, они встали как один и пошли в атаку как раз против середины грозного немецкого вала ».

Итак, писатель в киноповести «Украина в огне» с убедительной прямотой и большим художественным мастерством раскрыл трагедию украинского народа в крупнейшей мировой войне. Вывод у читателей может быть только один - такое не должно повториться!

Но не только война в поле зрения художественного исследования писателя. Он со всем жаром сердца, чувствительного к несправедливости, осуждает большевистскую концепцию классовой борьбы. Именно эта теория, внедряемая в практику, породила репрессии, страх людей, недоверие друг к другу, моральное опустошение души, догматизм и бездуховность. Примеров тому мы найдем в киноповести немало.

Вот прокурор партизанского отряда Лиманчук узнал, что партизаны захватили в плен женщину итальянского офицера Пальмы Христе. Он очень обрадовался (?!) И сразу заочно приговорил его к расстрелу как подлую предательницу отечества. Лиманчук «недавно прибыл в отряд с Большой земли с высокой миссией делать в самом пекле борьбы справедливый суд над подлыми отступниками, предателями, националистами-душегубами и другим падшим народом. Он был человеком большой хрустальной честности и такого же душевного холода, который помогал ему не терять, как он говорил, линии ни при каких обстоятельствах ... »Хотя перед этим мы видим этого« трудносгораемых шкафа »убегающим. И при этом он обвиняет девушек в панике, обманывает и успокаивает, что город никогда не сдадут. Теперь он «чистый», а те, кто побывал в оккупации, - нет.

Жертвы войны, мученицы, как Кристина Хуторна, правомерно задают вопрос своим судьям: почему же они выросли не гордые, не достойны и не сознательные? И сами же дают ответ, что до войны «меряли девичьи ... добродетели главным образом на трудодень и на центнера свекольные ...", не заботясь о воспитании достоинства и духовное развитие.

Интересный напряженный диалог Лаврентия Запорожца и Максима Заброди на колючей проволоке концлагеря. Оба они Украинцы, но между ними пропасть: раскулачивание, страдание на чужбине, голод и холод Сибири с одной стороны и вера в справедливость идей «вождей пролетариата» с другой.

Украина - единственная в мире страна, где изучают как следует историю собственного народа, где люди не знают и не уважают своих героев. Так откуда взяться патриотизму, преданности и мужества в человеке-сирот? Вот это подчеркивает писатель. Он верит, что такие жестокие уроки истории не пройдут зря.

Несмотря на ужасные картины боев и страданий, изображенные автором, киноповесть «Украина в огне» оставляет какое-то светлое впечатление. Может, благодаря тому трогательном семейном мотивы, напоминает Шевченково «Садок вишневый коло хаты ...». А. Довженко показывает богатую детей и счастливую довоенную семью Запорожцев, которая дружно поет любимую мамину песню «Ой, пойду я к роду гулять. А у меня весь род богат ... »

Во главе рода - председатель колхоза Лаврентий Запорожец. Мать Татьяна Залорожчиха - центр семьи, ее душа. Сыновья: Роман - лейтенант погранвойск Иван - артиллерист, Савка - черноморец, Григорий - «мастер урожая», Трофим - земледелец, счастливый отец пятерых детей. А еще «дочка Олеся - всему роду утешение. Тихая, без единой тучки во главе, майстериця цветов, волшебных вышивок и песен ». И пасечник дед Демид, бывший черноморец, с «божественной белой бороцою», которому «хочется ехать в чистое поле лета догонять».

Дружную, трудолюбивую семью рассеяла война. В первые дни она унесла жизни в смелого, но безрассудного Савки, ранила мать, бросила в водоворот боев сыновей. Отца Лаврентия Запорожца ждало хуже смерти - обвинения в предательстве, потому что он по просьбе общины стал старостой. Заставлял людей пахать землю, таща иго вместо лошадей - чтобы злые были, не повиновались врагу и шли в партизаны. Составил список лучших сельских парней и девушек для отправки в Германию, добавив при этом знак партизанам, которые могли освободить молодежь. Крестьяне выращивали хлеб, скот, но все это где-то исчезало. Лаврентий хоть таким образом выполнял, священный долг борьбы с фашистскими пришельцами. Но нашелся предатель - и вот уже Запорожец за колючей проволокой концлагеря. Сила любви к жизни и ненависти к врагам помогла ему вместе с товарищами освободиться. Но что же дальше? А дальше - страшно. И в своих в партизан, знали только внешняя сторона дела, этот человек - староста, он - предатель. Свидетелей нет - вся Тополевка сгорела. За все свои страдания, за свой патриотизм и хорошие дела Лаврентия ожидает лишь позорная смерть предателя. Такая неприкрытая правда жизни. Только случай спасает эту мужественную человека от смерти - приезжает из-за Днепра его сын Роман, командир партизанского отряда.

Не обошла и дочери Олеси беда, поносила по немецком плену. И пусть никто не спрашивает, какой ценой добралась она домой. «Она была уже не красивая не молода, а не брюнетка. У нее были седые волосы и грязные, измученные руки, со всеми следами холода, голода, леса, оврагов, земляных ям и нужды ». Ее спасла «мудрая бессмертная воля к жизни рода, оте большое и глубокое, что составляет в народе его вечность».

Заканчивается киноповесть так, как и начинается - счастливой встречей хотя и поредевшего, но богатого на красивых и сильных людей рода Запорожцев. Опять раздается любимая мамина песня, хотя и без нее (мать погибла вместе со своим селом). Теперь уже Олеси, как хранительница рода, приходится провожать на войну свой род: «А рано утром Олеся снова провожала на войну весь свой род, чтобы никогда не подумали злые люди, не был он щедрым на кровь и огонь, посланные ему позорной историей Европы ».

Итак, род остался жить, и это глубокий довженковский символ бессмертия украинского народа.

О женских образах произведения очень проникновенное написал известный литературовед Б. Степанишин.

Все лучшее, что есть в украинском этносе, Довженко воплотил в величественных, прекрасных образах женщин. Заметим все они трагические и все олицетворяют и конкретизируют общий образ Украины. Это ей хранительница рода -.Тетяна Запорожчиха, и ее дочь Олеся, Кристина Хуторна, Мотря Левчиха и другие.

Все женщины изображены автором с большой симпатией, и Олеся ближайшая его сердцу: видимо, это его идеал украинской девушки. Красивая и нарядная, неусыпное в работе и скромная, целомудренная и певучая. Олеся «с пивала так громко и Таис прекрасно, как снилось, ни одной припудренную артистке». Вообще была «она тонкой, одаренной натурой, тактичным, доброго, работящим и безупречно воспитанным честным родом». Большая патриотка своей нации, Олеся глубоко переживает всенародную беду - оккупацию. Поражена нападением фашистов, прислонив руки к груди, она чисто по-женски восклицает: «Ой Боже мой! Что же будет с нами? »С« нами »- это с родом, родным селом, всей Украины. Считайте, что этот возглас боли устами Олеси вырвался из груди всего украинского народа.

Есть в повести необычно смелая сцена, не свойственная украинской литературной и моральной традиции, когда Олеся, не желая быть поґвалтованою кем-то из оккупантов, сознательно предлагает себя первому из наших воинов, отступают (им оказался Василий Кравчина). Надо быть большим мастером художественного слова и еще и незаурядным психологом, чтобы не сбиться в этой сцене на голую эротику или фальшивую сентиментальность. Описание ночи-встречи Олеси и Василия занимает более четырех страниц, и это едва ли не самые лучшие, самые поэтические страницы повести. Первая ночь девственных девушки и парня, в которую они перед Богом и собой стали мужем и женой, описанная в народном, песенном духе.

Многие признаний в любви и в верности брака дала нам классическая и современная украинская литература, но такое мы услышали впервые.

Не случайно имя главной героини. Необычно сильные украинские женские характеры под таким же именем Олеся были в П. Кулиша, Б. Гринченко, А. Чайковского и других прозаиков и поэтов Украины.

Все женские образы повести трагедийные, а образ Христа Хуторного среди них - самый трагичный, поскольку ее публично в партизанском отряде суждено за искренность и правду, за доброе слово о своем муже, итальянского офицера.

... Когда Христе вели на ужасное незаконное судилище, «она чуть шла. Все ее молодое тело утратило свою силу и будто растаяло. Она словно падала с большой высоты на землю в страшной сознания, парашют за спиной не растворился и уже теперь ей ни остановиться, ни крикнуть, ни позвать. Земля неумолимо влекла ее к себе ».

Открытость Кристины сбивала прокурора с толку. На вопрос: «Где твоя национальная гордость, где твоя человеческое достоинство? Где твоя девичья честь? »- ... Христя с достоинством говорит:« Я знаю, что не выйти мне отсюда живой ... Так скажите мне перед смертью, почему же сего у меня нет? А где же оно, люди? Род же наш честный ... Какая я проститутка? Мученица я. Слезами провожала вас, слезами и встречаю. Почему я выросла не гордая, не достойна и не достойна? Почему в нашем районе вы мерили наши добродетели на трудодень и на центнера свекольные? Националистка я? Какая там?

Я не признала вас своего судью: я помню вас. Вы прошмыгнули через наше село. Я наливала вам воду в радиатор, а вы ругались так громко и противно. Я плакала тогда и, плача, спросила вас, будут фашисты в нашем селе: может, я убежала? Помните, что вы мне сказали? Вы назвали мой вопрос провокационным. Вот я и осталась под немцем, проститутка и стерва. Вот вы чисты, а я нет. Вот вы презираете меня, угрожаете смертью. А я хочу умереть, хочу! Чем вы можете наказать меня? »

Так с подсудимой Христя стала обвинителем своего судьи и силой народной правды приговорила его к вечной позора как человека несправедливо, грубую и глубоко аморальное, как прокурора оккупационного режима.

Олеся и Кристина - два основных компонента образа Украины: первая - ее поэтическая душа, а вторая - ее трагическая судьба.

Выразительность и эмоциональность образов девушек усиливает материнское слово-плач.

«Доченька моя, до последнего вздоха своего молиться я звездами вечерними и утренними, чтобы обошло тебя горе плохое и лихая надругательство. Чтобы хватило тебе силенок в неволе, чтобы не оставить тебя надежда, дорогая моя ... »- тосковала Татьяна Запорожчиха, прижимая к себе дочь в последний раз перед отъездом на принудительные работы в Германию.

Читая это волнующее материнское напутствие, что так трогает сердце, мы слышу с глубокой, тысячелетней давности древние наши украинские стенания: от плача Ярославны к современным «плачей» Оксаны Лятуринской и Тодося Осьмачки.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *