«И мертвым, и живым, и нерожденным» анализ

«И мертвым, и живым, и нерожденным» - тема, идея, основная мысль, жанр

«И мертвым, и живым, и нерожденным» анализ

И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим в Украйне и не в Украйне мое дружеское послание - поэма-послание Тараса Шевченко .

Год написания - 1845

Литературный род: лирико-эпос.

Жанр «И мертвым, и живым ...»: послания.

Вид лирики: патриотическая (гражданская).

Ведущие мотивы: критика украинской элиты, которая презирает украинский народ, и призыв к социальной примирения ради возрождения нации.

Тема «И мертвым, и живым ...»: показ смоделированного образа национальной элиты, какой она должна быть, определение ее политических и морально-этических взглядов.

Идея «И мертвым, и живым ...»: утверждение веры народа в победу над классовым врагом; резкое осуждение преклонение соотечественников перед буржуазной культурой Запада; призыв к изучению лучших достижений мировой науки, культуры и литературы.

Основная мысль «И мертвым, и живым ...»:
а) Учитесь, читайте, / И чужому учитесь, / И своего не понимает ...
б) правду надо искать на собственной земле, силу следует черпать, опираясь на свой народ, настоящую волю можно получить в единении с ним,
в) интеллигенция Украины должна быть вместе с народом, о светить его, написать украинскую историю и сохранить культуру.

Особенность названия «И мертвым, и живым ...»

Мертвые - украинские помещики - крепостники, живые - интеллигенция, о которой поэт больше говорит в произведении, рожденные - простой народ, порабощенный, не готов к участию в борьбе.
В заголовке этого произведения автор обращается не только к своим современникам, но и к «нерожденных земляков», то есть к следующим поколениям украинский - значит, и к нам. Он учит, что наше спасение - в единстве всех сил нации.

Значение эпиграфа к произведению.
Эпиграфом к произведению стали слова из Библии: «Когда говорят: люблю Бога, а брата своего ненавидит - ложь это». Шевченко таким эпиграфом намекает на господ, которые эксплуатируют крепостных и одновременно говорят, что любят народ. Тем самым поэт поднимает проблему лицемерия, фальшивого патриотизма, ведущих впоследствии к измене, потери своей национальной сознания.

Композиция «И мертвым, и живым ...»

Композиционно послание оформленное сплошным лирическим монологом, художественный прием диалогизации предоставляет драматизма и эмоциональной напряженности некоторым строкам произведения. Поэт сопоставляет современное с прошлым, заглядывая и в будущее. Первые четыре строфоиды этого произведения касаются дворян-реакционеров.

Следует обратить внимание на строки следующего содержания:
• осуждения беспощадного эксплуатации крестьян помещиками;
• призыв к украинской интеллигенции, настроенной реакционно, полюбить «младшего брата» и встать на защиту трудового народа в родном крае;
• разоблачения показной образованности дворян, их рабского ползания перед царем;
• картины справедливой мести.

Во второй части послания Т. Шевченко обращается к украинской интеллигенции и раскрывает негативные стороны его мировоззрения и деятельности. Прежде всего он указывает на то, что образованные люди сами не изучают отечественную историю, а лишь повторяют псевдонаучные теории иностранных исследователей. Увлекаясь идеями славянофильства, не осознают их основную суть - борьбу за освобождение всех славян из-под иностранного закабаления. Изучив несколько иностранных языков, пренебрегают своим родным.

Поэт язвительно высмеивает лжепатриотизм этих либералов, идеализацию ими истории Украины, показывает правдивые картины прошлого, советует разобраться самим в событиях давнего времени, увидеть правду. Гневно и остро корит поэт либеральствующих панков за то, что они не менее реакционеров эксплуатируют свой народ, прикрываясь при этом якобы благими намерениями - просветить его, приобщить к достижениям европейской науки, «повести по возрасту».

В заключительном строфоиды поэт призывает всех образованных людей объединиться с простым людом, ибо только объединение всех сил нации может привести к освобождению Украины от ига российского самодержавия.

Лирический герой и автор в произведении «И мертвым, и живым ...»

Лирический герой послание обвиняет в равнодушии к развитию образования и национального сознания своего народа. Он осуждает социальные верхи за их глухость к проблемам своего народа, наоборот, «гуманисты» за границей, дома они превращаются в угнетателей своего народа. Их настоящая воровская сущность побуждает их к преступлениям против соотечественников. Именно при таких господ использует автор метафорические выражения такие, как «людей запрягают в тяжелые ига», «пашут бедствие». Главными их характеристиками становятся эпитеты «изверги», «дети юродивые».

Лирический герой надеется все же к лучшему, он призывает своих властных и богатых соотечественников остановиться, задуматься и заботиться об образовании и культуре своего народа.

Автор критикует дворян, ищущих правды и свободы за рубежом, вместо того чтобы создавать ее у себя на родине. Как первооснову патриотизма надеется автор рассказать украинским господам. Потому что без национального самосознания и собственных высоких моральных качеств «больших слов большая сила" не будет действенной, останется только словами. С сатирической остротой и эмоциональной силой автор разоблачает мучителей своего народа, желает им исчезнуть с лица его любимой страны. Расплата за пренебрежение своего народа обязательно наступит, картина будущего «страшного суда» над господами - это и предупреждение для недальновидных господ.

Послание содержит также диалог между лирическим героем и неким образованным господином. Темой этого разговора становится проблема самобытности истории, традиций, культуры Украинской, ориентированность на мероприятие в области культуры и образования. Поэтому и у Украины своих историков, своих ученых, своих политиков, потому что историю и политику нашу пишут иностранцы ( «немец»). А другим господам, славянофилам, автор иронически указывает на их предательство национальной самобытности. Потому что такие «просветители» способны подчиняться русскому царю, пренебречь своим народом и его языком. Причиной такого упадка истории и культуры на Украине автор считает в отсутствии ответов на вопрос «... мы? .. Чьи сыновья? Каких родителей? Кем? За что закованные? ». Т. Шевченко в послании дает совет вернуться к своим корням, благодаря образованию написать свою историю Украины, ее героическое казацкое прошлое.

С большим отчаянием упомянуто в послании гетманов Украинская до начала ХVII - XVIII веков: Брюховецкого, П. Тетеря, Ю. Хмельниченко. Эти недальновидные и слабые политики свели на нет силу и независимость Украины, ссорясь между собой, казацкая старшина продал родину туркам, польским панам, русским царям. Так и повелось среди потомков отеках от гетманов, они хуже иностранных захватчиков пытают свой народ, «распинают» свою Украину.
И в послании автор предлагает выход из такого позорного и Непринятый-того для настоящего патриота положения. Следует приобретать прогрессивные, полезные знания у иностранцев «учиться и своего не чураться».

И использовать это знание на благо своей страны, потому что лучшая воля то дома, лучшая правда также хорошая дома.
Послание к прогрессивным интеллигентов завершается с патетикой и оптимизмом: вернитесь в Украину и она обрадуется и оживет.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *