История возникновения демократии

История возникновения демократии

Понятие демократия в дословном переводе означает «власть народа».

Возникновение демократии, по общепринятой в науке мнением, связано с появлением античного полиса. Полис объединял в себе элемент гражданской самоуправляющейся общины и был частью городской структуры с развитой частной собственностью. Отец истории Геродот (484-425 гг. До н. Э.) Был родоначальником понятия «демократия» и выделял два основных принципа афинской демократии: свободу слова и равенство всех граждан перед законом.

Фукидид (460-395 гг. До н. Э.) Записал известную «Речь на панихиде» афинского государственного деятеля Перикла, в которой тот отдает дань погибшим в первый год Пелопоннесской войны (между Афинами и Спартой) афинянам и говорит об особенностях афинской демократии.

«... Наша конституция называет наше государство демократией потому, что власть находится в руках народа, а не меньшинства. Когда речь идет о решении частных конфликтов, все равны перед законом; когда речь идет о том, чтобы возложить на кого большую ответственность перед обществом, для нас важна не принадлежность человека к определенному классу, а ее реальные возможности. И если человек способен служить государству, она не может быть лишен этой возможности из-за своей бедности ... В нашем частной жизни мы свободны и терпимы, но в общественных отношениях мы соблюдаем закон.

Мы добровольно подчиняемся тем, кого мы выбрали в органы управления, а также строго соблюдаем законы, особенно законов, защищающих права угнетенных, и тех неписаных законов, нарушать которые считается позором. После работы мы наслаждаемся всеми видами отдыха, приносят пользу нашему духу. Круглый год проводим множество различных соревнований и жертвоприношений; в наших домах царят красота и хороший вкус, которые ежедневно дарят нам радость и помогают забыть о проблемах.

Наша любовь к прекрасному не влечет нас к экстравагантности, а наша любовь к духовному не делает нас более податливыми к воздействию. Мы считаем, что богатство надо использовать разумно, а не выбирать его объект для восхваления. В нашей стране каждый беспокоят не только свои собственные проблемы, но и проблемы государства в целом: даже те, кто занимается исключительно своими делами, прекрасно информированы в области политики - и в этом наша особенность. Мы не считаем, что тот, кто не интересуется политикой, занят своими делами, мы считаем, что это вообще не дело ... »

Платон (427-347 гг. До н. Э.) Выделял пять форм правления: аристократию (правление лучших, благородных) тимократию (правление честолюбивых) олигархию (правление немногочисленной группы сильных и богатых) тиранию (разновидность монархии) и демократию (результат мятежа бедняков, уничтожающих выгоняют богатых и знатных). Впоследствии он построил типологию к двум формам: монархии и демократии. По его мнению, монархия опасна из-за избытка власти, а демократия - избыток свободы, поэтому надо соблюдать середины между этими крайностями.

Аристотель (384-322 гг. До н. Э.) Выделял «правильные» и «неправильные» формы государственного устройства. К первым он относил царскую власть, аристократию и политику - смешанный государственный строй, а ко вторым - тиранию, олигархию и демократию (он ставил знак равенства между демократией и охлократией - «властью толпы»). Аристотель разработал основные принципы правильного демократического правления: богатые и бедные участвуют в управлении на равных условиях; занятие должностей ограничено имущественным, хотя и невысоким цензом; занимать должности имеют право все граждане, за исключением тех, кто был подвергнут судебному преследованию или атимии (лишение гражданской чести) основой демократического правления является господство закона.

Средневековья не внесло существенных изменений в понимание демократии. Лишь в конце средних веков возникла идея разделения властей: законодательная должна принадлежать народу, а исполнительная - монарху (Марсилий Падуанский, XIV в.).

Новое время ознаменовалось всплеском интереса к понятию «демократия». Это понятие приобретает форму требований к ограничению государственной власти в отношении гражданина: свобода вероисповедания (В. Пенни), свобода личности и собственности (ПИ. Монтескье), участие народа в государственном (Ж. Ж. Руссо), свобода торговли и промышленной деятельности ( А. Смит), право на легальный и ненасильственное сопротивление власти (И. Кант), возможность революционной и мятежной борьбы (И. Фихте). Однако единства в понимании демократии не было и в этот период. Английский философ Дж. Милль видел в ней тиранию большинства. Американский президент А. Линкольн считал ее правлением, исходит от народа, осуществляемым народом и для народа.

В. Черчилль говорил: «У демократии много недостатков, но пока не найдено ничего лучшего».

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *