«Камни крест» критика

«Каменный крест» В. Стефаника традиционно входит в школьные программы по изучению украинской литературы. В 1968 году режиссером Леонидом Осыкой по мотивам новеллы создан одноименный фильм «Каменный крест», который вошел в сокровищницу выдающихся украинских киношедевров.

«Камни крест» критика

Новелла «Каменный крест» является крупным по психологическим проникновением и душевной силой произведением украинской литературы, одним из первых, посвященных скитаниям украинский-эмигрантов. Новелла «Каменный крест» сразу же получила высокую оценку критиков. Новеллой восхищались И. Франко, Леся Украинка.

Произведение имело значительное влияние на украинских литераторов и общественность начала ХХ века. Так, писательница Ольга Кобылянская писала автору:

« «Между слова Ваши там ... теснили крупные слезы, как жемчуг. Страшно сильно пишете Вы ... Горькая, порывая, окровавленная поэзия Ваша ..., которую нельзя забыть ... Плакала-м, да уже. » »

Очень популярным рассказ остается среди бывших эмигрантов из Западной Украины в Канаде и США. Новое (горькое) значения новелла приобретает с усилением ( «4-й волной») украинской эмиграции, начиная с 1990-х годов.

«Каменный крест» посвящен теме эмиграции крестьянства на американский континент. По жанру это социально-психологическая новелла.

Земля всегда играла главную роль в жизни крестьянина. Крестьянин и его земля составляют единое целое. Она его кормит и воспитывает, дает ему жизненную мудрость и вдохновение. В нее крестьянин вкладывает всю свою душу и тело. Поэтому потеря земли - невосполнимая, страшная трагедия. Автор сам происходил из крестьянской семьи, поэтому понимал, что значит для крестьянина его земля. Стефаник понимал трагедии и людей, которые были вынуждены покинуть родные дома ради лучшей доли.

В центре сюжета «Каменный крест» семья Ивана Дидуха. Всю жизнь Иван работал на своем клочке земли, небольшом песчаном холме. В него он вложил все свое здоровье и силы. Тяжелая работа согнула его как то холм, однако земля начала приносить урожай. Всю свою жизнь этот человек положил на землю. Два года семья уговаривала его покинуть родной край и эмигрировать в Канаду. И вот наконец Иван согласился на уговоры жены и сыновей. Они уезжают на чужбину. А по себе Иван оставил на горбу каменный крест.

Характерной особенностью произведения является символичность и яркая образность. Провода семьи Дидуха автор изобразил подобно похорон. Иван не просто покидает родной дом, друзей и односельчан. Он оставляет на этом холме свою душу. Иван понимает, что на чужбине уже не будет собой. Он даже не будет возможности быть похороненным в родной земле. Поэтому он ставит этот крест, как памятник и вычеканивает на нем свое имя и имя жены.

Каменный крест является настоящим символом тяжелой жизни бедного крестьянства. Это символ титанических усилий, а также захоронения еще живой извне человека. Автор прибегает к этому художественного средства не только для углубления драматизма произведения. Стефаник побуждает своего читателя к собственным соображениям. Каменный крест является образом утраченного рода, вырванного из родной земли. Показательно, что образы сыновей Дидуха не яркие, почти стерты. Связь поколений уже прервалась, они уже потеряли корни на этой земле.

Язык персонажей - это еще один художественный прием, к которому прибегает автор. Она отрывистый, нервная, в ней чувствуется драматизм и повышенная эмоциональность. Мысли героев временем теряют последовательность, обрываются. Действия Ивана Дидуха и его жены также создают тяжелую напряженную атмосферу. Стоит вспомнить, например, сменой тоскливое пение героя, или сумасшедший, почти бешеный, танец с женой. Автор создает печальные и даже страшные ситуации. Проводы в Канаду превращаются в своеобразный похороны. В заключение Иван просит односельчан сохранить этот крест, как память о его семье, окропить его святой водой. Иными словами, провести поминок по его семьи.

Василий Стефаник смог точно передать страшные страдания украинских крестьян, вынужденных покинуть родную землю. В своем произведении он вложил бесконечную тоску и боль. Однако, все же хочется верить, что Иван Дидух нашел свое счастье и спокойствие на новой земле.

История написания «Камни крест»

Произведение написано под впечатлением писателя от массовой эмиграции крестьянства за океан. Стефаник, учась тогда в Кракове, был свидетелем лишений земляков при пересадках с одного поезда на другой. Причины, которые привели к массовому переселению, - это поиски лучшей доли доведенных до отчаяния крестьян, которые, несмотря на тяжелый труд, потеряли в своей стране всякую надежду на достойную жизнь. В течение 1890-1910 годов из Галичины выехало более 300 000 Украинская, только из родного писателю Русова на чужбину направилось до 500 душ. Прототипом главного героя был односельчанин писателя Штефан Дидух (в произведении - Иван), эмигрировавший с семьей в Канаду. В письме к внуку Штефана Дидуха М. Гавинчука, от 11 февраля 1935 В.Стефаник так вспоминал его деда, который был близким другом отца писателя, Семена Стефаника:

« «Он был очень умный и спокойный, и интересувався общественными делами, и первый заложил читальню в Русе ... Со своими детьми и внуками он и многие другие покинули родную землю ... Сейчас по их отъезде я написал рассказ« Каменный крест », где есть дословные мысли Вашего покойного деда в почти дословные наведению. Это, так сказать, мой длинные, уплаченный вашему деду в украинской литературе, он же, ваш дедушка, был в моей молодости большое влияние » »

В основу новеллы положен реальный факт: перед тем как покинуть родной край, Штефан Дидух ставит на своем поле каменный крест (который и по сей день стоит в Русе). Но прежде всего это яркий образ-тип, воплощал в себе душевные драмы и судьбу многих добровольных изгнанников из родного края.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *