«Сказка о калиновой свирели» анализ произведения

Анализ произведения Оксаны Забужко «Сказка о калиновой свирели»

«Сказка о калиновой свирели» анализ

Тема «Сказка о калиновой свирели» - это грустный рассказ о поединке Добра и Зла, о большой трагедии украинского рода.

Идея - предостережение людям в выборе Добра или Зла, в соблюдении ценностей христианской морали.

Жанр «Сказка о калиновой свирели»

Оксана Забужко называет свое произведение повестью «Сказка о калиновой свирели»

Но «Сказка о калиновой свирели» - это повесть и сказка одновременно, то есть это произведение жанра смешанной формы, поскольку в нем имеется пересечения различных способов художественного изображения. Есть в этом произведении элементы и лирические, и драматические, но они подчинены эпической организации художественного материала.

Сюжет, фабула повести «Сказка о калиновой свирели».

Повесть «Сказка о калиновой свирели» имеет много своих прапопередникив. Это и древний библейский сюжет о Авеля и Каина и народные сказки и баллады о калиновой свирели, и стихотворение Лины Костенко «Калинова свирель», и литературная сказка Б. Гринченко, Л.Шияна и других.

А главное то, что писательница, безошибочно используя литературные произведения, фольклорные цитаты, создала удивительный произведение об истории украинского крестьянского быта, о большой трагедии украинского рода, о Добре и Зле.

Повесть небольшая по размеру - 51 страница и состоит из 30 небольших частей, которые тесно связаны по смыслу. А композиция произведения стройная, четкая, красивая.

Экспозиция.

В семье Василия и Марии родилась девочка с месяцем на лбу. Это уже потом назовут ее родители Анной, а мать придаст от себя: "Анна - панна», лелея мысль, не суждено ей первисточци княжество или королевство. В так желала иметь счастье своей дочери, своей Анне - девицы, не такого, как сама имела, так как вышла замуж за своего Василия «назло» своему отцу «чтобы знал!», Потому что не отдал ее замуж за любимого и любимого. А Василию суждено стать заложником в игре, о которой, бедняга, и не имел понятия. Как видим, в повести Оксаны Забужко соблюдены правила прямой экспозиции, мы видим:

  • условия формирования главной героини Анны - девицы и те черты характера, которые сложились к возникновению конфликта;
  • обстановка и среда, в которой будет разворачиваться действие.

Завязка.

Родилась в семье Марии и Василия и вторая девочка-мизиночка. Некое хиленькое детства, плаксивая - «неважная ребенок", не Анна же панна! Аленкой назвали. И будто поделили Василий и Мария детей. Василий играл с Ленкой, Мария гордилась своей Анной - девушкой, а люди говорили: «Дедова дочь и бабья дочь».

Развитие действия.

Подрастали девочки и такая вражда между ними была по поводу чего! Анна - панна завидовали Лене во всем, хотя была от нее и старше, и красивее. Однажды она (Анна) проснулась ночью от того, что маленькая Аленка плакала, а отец, взяв ее на руки, вышел из дома, прижал ребенка к себе и запел. Анна никогда не слышала чтобы отец так пел: «сидя с Ленкой на завалинке он пел тихим, но чистым и каким по-чужому молодым, текучим, как колодезная вода, тенором, словно действительно незнакомой молодой симпатизировал ночью рощи-розмаю свою печаль: любил девушку полтора года, пока не узнали враги стороны. «Маленькая Анна лежала, стиснув зубы, ее принимал до слез живой, горячий жаль, что это же, к ней так поет отец! И росла в ней, просыпалась «какая-то другая, жестокая ураза».

Вырастали девочки. Скубалы друг друга. Родители мечтали: мать - о князе для Анны, отец о том, что получится его Аленка замуж, жить при них с Марией, родит много - много детей, и он будет их забавлять.

Бог наделил Анну - даму не только красотой: она была работящая, умная, наделенная талантом чувствовать воду под землей, указывала людям, где копать колодец. И была не только прекрасной, но и слишком гордая, завидовали всем, а больше всего своей сестре Лене, и все хотела сделать кому-то «на зло, знал» Растила в себе свою желтым светом горючее обеда - как мать кормит грудью ребенка, врагам расправу, как ее саму растила мать с своей обеды, хоть и не такой ведьменои - с мыслью о возмездии ». Любознательным была: все ее волновала мысль: «Почему призрел Господь на Авелева жертву, а на Каина НЕ сжалился?» У отца об этом спрашивала, и попа и Змея Перелесника, то есть Сатану. Никто не мог удовлетворить эту болезненную любознательность, никто, кроме Демона »... и ответ продудонила, как в тулумбас ударил, и, вместо ожидаемой свободы видлумила в ней непреодолимое тоскливой пустотой заглади и хлеба ты же знаешь, что только ничтожным своим творением. Он и способствует, только ночью духом ему дорогие, а лучших и самых сильных, найвиборниших, как бриллианты в земной короне - знай гонит, унижает, и клеймом проклинним назначуе от малых своих, потому что боится, если бы царстве не переняли ему »В приложила сказанное Анна - панна к себе: это бы она лучшая!

Ненавидела она сестру, надмевалось людьми, а себя любила. Ох, как любила и себя, и свое тело, и красоту свою, Считала себя выше людей, надмевалось ними. Так згордувала она и хорошим, работящим, богатым парнем, Дмитрием, Маркияновим сыном. А Лена (выросла же в славную синеглазую девушку!) Не згордувала - посватался к ней, тот же таки Дмитрий - и согласилась Лена, связала старост полотенцами! Тяжело поражена была Анна тем сватовством, ведь «Аленка оказывалась отмечена Божьей милостью, а не она!». Горе, горе Анне - девицы, горе Марии и Василию: осталась их старшая в «перестарком, обошла ее меньше сестрица, украла у нее счастье! Почему этот мир должен принадлежать не ей, а Лене? »И такая злость, такая обида закипела у Анны - девицы в сердце. А тут еще и соседский парень «родом придурковатый встревожил, прокричав утром радостно, как молодой петушок: тетя, тетя, а к вам ночью змей в трубы влетел, такой, как звезда хвостатая, я сам видел!» И был же действительно у Анны - Паннини жизни то змей-Перелесник, то что змей Демон, укрывал в ней веру в ее необычность среди людей, ей все можно, даже переступить через грех. Не знала Анна - девушка, что это не князь, а не принц к ней ночью приходил, учил ее, а сам дьявол пришел по ее душу. Теперь он выпрямился во весь рост и завладел Анной. А ее только мучила жажда «до привкус крови».

Весь мир показался Анне - девицы жестким, злым, несправедливым по той противную Леночку. И созрела в душе ее страшная мысль: «Почему, почему этот мир должен принадлежать Лене?» Оскорбленная на свою «где заснувшую судьбу», Анна таила злобу не до Леночки а к Богу и стремилась сама наступить на «вторую талька весов»

Кульминация.

Наступила пятница - последняя Оленчин девичья. Встав утром, Анна услышала в себе какую-то перемену: «ее обеда отвердели и поднялась на тонкое жало, что огнем ад под грудью, и нет сил дышать, пока его из себя не выкинешь. В шкафу она нащупала заточенного ножа и до застонала с облегчения ». Позвала Лену в лес, по ягоды или по грибы. А в лесу (страшно произнести!) - «Вгороде ножа прямо в дыша теплом, плотное, отзывчивым ножу тело ... и обмякло». Анна же девушка, "потрясая над головой окровавленным ножом пьяная, вплоть шла от такого рухнувшего на нее свадьба, крикнула в удавкой раскрученное вверху небо - к Тому, Кто там сидел, никогда не давая заглянуть себе в лицо, и эхо ее победного смеха застонала лесом, как шум невидимого войска! А чтобы знал! Будто только теперь не допустила она сестру к ее доли в ее счастье ... И не пустила.

Ретардация.

Ретардация - (замедление) - это те эпизоды эпического произведения, в которых автор сознательно моделирует задержания в развитии тех процессов, которые приобретали значительной остроты.

Ретардация в повести Оксаны Забужко - это грустный рассказ о возвращении Анны в селе, о том, что пропала Аленка, о горе Марии и Василия. Шло время. Уже и забывать стали в селе о деда дочь. Вдруг пришла чумацкая валка. И рассказал один из чумаков о свирель, что вырезал из калины в их лесу. Прижал парень свирель к губам ... «и в доме тонко сливе по детскому жалобно запел Оленчин голосом: мало-помалу, чумак, играй, а не в разы моего сердечка предела, меня сестрица с мира потеряла, в мое сердце острой чем вонзила!» И трижды пропела калиновый свирель Оленчин голосом и отцу, и матери. Заплакали отец, мать, плакали люди.

Развязка.

А что же Анна - панна?

Аня улыбалась все шире, а потом расхохоталась и сказала: «Мама, мама, это мне песня, которую никто не имел изначально, это мне слава ...» С тем легла на полу и уже не вставала.

Послали за охрану, чтобы взять в бойницу, но когда пришли заковали в оковы, «в доме было пусто, только на полу остался ... следует, как смоляной тряпкой черкнуло. Исчезла бабья дочь - или убежала, так розточилася, или, может, до сих пор блуждает где-то по - невинными лунными ночами. »

Характеристика Анны - девицы.

В произведении Оксаны Забужко не черный и белых, положительных и отрицательных героев. Здесь есть противостояние одаренности и посредственности, необычная красота и одаренность Анны - девицы и подчеркнута обычность Леночки составляют выразительный контраст. Но все же главная героиня произведения именно Анна - девушка, «бабья дочь», не просто решает проблему света и тьмы в себе, а спорит с миром даже с Богом.

Как я говорила уже выше, Анна - панна была необычная уже от рождения: «родилась с месяцем на лбу». Этот знак беспокоил и мать, и дитя росло спокойное, некрикливе. И матери хотелось верить, что полумесяц на лбу девочки - это хороший знак, а «возможно, и суждено ей княжество, может, и королевство». Мечты о счастливой судьбе дочери согревали Мариино сердце, потому что ее личная жизнь не сложилась: отец не отдал за того, кого она любила, и чтобы доказать отцу, что плохого он ей причинил, Мария вышла замуж за первого, кто ее сосватал - Василия, - только чтобы досадить отцу, «вот чтобы знал!»

И теперь время от времени она видела покойного отца во сне и хотела доказать ему свое, - чтобы знал, но так и не смогла.

Вырастала Анна - панна умной девочкой. А судьба - хитрунка уже предвещала ей будущее.

И первой вестью судьбы - хитрункы была встреча Анны - девицы с монахиней, которая была бы провидицей: передвистила она Аннушки служить Богу, отправиться в монастырь. Почувствовала Анна в себе какие-то необычные силы.

И вторая весть незамедлительно, еще больше впечатляющая, ибо сила эта уже выходила наверх. Как-то странно - внезапно и одновременно обыденно, «так спроста, звичайненько ... взяла девочку и спиталося в Маркиянихы: а зачем вам шахта, тетя, у вас же там за тополями источник - на полтора человека вглубь? И уже Анечка - не просто девочка, а «нестеменне Анна - панна», уже ее за взрослую принимают. И уже весть о ней полетела, «как огонь по соломе по окрестным деревням». Гордая она стала, красивая умная.

И дар Божий обернулся против нее, потому что слава и, взявшись за руки с красотой, стали для Анечки тюрьмой.

Конечно, именно ее выбирали и на Лелю, и на Тополь, и она ежегодно несла первый сноп и обжиночный венок, но чувствовала Аня, что люди не любят ее, завидуют ей, она была «как вырванная из гурта», словно не было ей, бедной, среди людей места. Ей казалось, что даже отца родной дом «выпихивает ее из себя». Думалось, что все, даже родители с сестрой, хотелось внезапно вернуться, чтобы услышать их разговор. Она стремилась понять, чего она боится, как ей спастись от того «кого-то», что так пристально подстерегает на нее.

Будто нарочно мешала Аннушки во всем сестра Лена. С самого рождения Аленка была бы ключом от замка, по которому была Ганнусина злость. Лена всегда пыталась разозлить Аннушку, единственное, чего она хотела, было «увидеть Аннусино злость, которая выходит наверх, что и злость была гусем, которую Лене поручили пасти». Лена не пускала Аннушку в ее собственную судьбу, досаждала сестре, «тянула сестру в непролазные домашние будни, как корову за маличаг».

В так и жила Аня, постепенно сужался круг с Леночки, подруг, собственного «я» как будто те стены домашние пидпихалы девушку к провалу.

К тому же еще добавился жгучий жар и, не выдержав боли, Аня отпустила руки, уже не в силах сопротивляться, темнота поглотила ее полностью. Но Анна ничего не понимала, она даже наслаждалась пустотой, в которую так стремительно падала.

И пришло новое испытание - любовь, которое само по себе обернулось войной. И снова Аня чувствовала себя одинокой, что в пустоте. Ни мать, ни отец не понимали ее.

А любовь - война дошла до настоящей схватки. Дмитрий, красавец - парень, хозяин хутора, одиночка, единственной парой себе считал Аннушку и «просто брал ее в осаду», так же, как и сестра Лена.

Однажды, наскочив на Аннушку, он хотел взять ее силой и, со звериной жестокостью набросившись на девушку, сказал: Слышишь, ведьма, - ну покажись! ». А ведьма тоже незамедлительно, «сама не понимала, что делает ... вивинулась - и вгороде ему зубы прямо в мякоть пидгорля». Она почувствовала в себе что-то ведьмовское, почувствовала то солоноватый привкус крови, который полюбила так же, как и воду (а может, и больше), и уже не источник она нашла в следующий раз, а мертвеца.

И теперь уже шевельнулась в Анечка мысль: может, действительно было бы ей пойти с бабой - паломницей в монастырь?!.

Разъяренный же Дмитрий нашел-таки, чем ее достать, "не просто достать, а убить» - он сосватал Леночку, а она, Анна - девушка, оказалась «среди перестарком, переборке».

Тяжело поражена была Анна этим сватовством, ведь не она, а «Аленка оказалась одмичена Божьей милостью», а она только обманывала себя призрачным образом Анны - девицы.

Вот потому-то она и пошла к батюшке. И там, в его доме, увидев в окно месяц, она поняла, чего хотела всю жизнь. Вспомнилось ей детство, как отец рассказывал ей о Каине и Авеле. Вспомнилось мучивший ее с тех пор: «почему призрел Господь на Авелева жертву, а на Каина - не сжалился ?! Может, Каин и мастер отомстить брату хотел, как направить совершенную ему от Бога несправедливость ... Богу давал до знака, возбуждено ним в мире равновесие, будто сам взялся наступить на вторую чашу весов ». В ответ от отца услышала: "так то и мало того, что Бог видел Каина, какой он есть, вот и сделал экзамен его гордыни».

А Аня замечала она свою гордыню? Нет, своей гордыни Анна - панна не замечала. Только страх принимал ее, ибо последняя надежда была потеряна. А в голове звучало: «как же, как такое могло произойти?» Как? Но это же сестренка, Лена - Змиючка сговорились с Дмитрием, чтобы свести ее в могилу.

Страшно стало Анне - девицы. Возвращаясь ночью домой, она нашла на дороге «роскошный мальчишник пояс». И начала сбываться ее давно любимая сказка об Анне - даму. Только не знала она, что это не парень, а не князь явился ей ночью под окно, а сам дьявол пришел по ее душу. Теперь он господствовал над Анной. А она была счастлива с ним, только чувствовала во рту горьковатый привкус крови. А еще переполняла Анну едких обеда на сестру - Змиючка Почему этот мир должен принадлежать Лене, а не ей? »Оскорбленная на свою судьбу, Анна решила отомстить за все обиды, обеды. Она убила сестру, не пустила ее к счастью, которого она, Анна-девушка, ждала всю свою жизнь.

... И не пустила ...

Язык произведения «Сказка о калиновой свирели»

Язык произведения Оксаны Забужко певучая, калиновый. Она вместила богатство всего украинского словаря, интонированной удивительно. Как прекрасно звучит «калиновый свирель», сам автор этой повести. В одном из интервью писательница призналась, что она не прозаик, она лирик: "я писала, как пишут поэты ..., когда все кристаллизуется где в подсознании, а потом уже прорывает и несет». И когда читаешь «Калинову свирели», то кажется что перед тобой прекрасная лирико-эпическая поэма, построенная на фольклорных источниках, но вполне оригинальный, волшебный, фантастический произведение.

Язык произведения благозвучный, богатая художественными средствами, помогает лучше понять образы, раскрыть тему и идею произведения.

Вот например, как одним предложением раскрывает писательница женскую судьбу: «вот вам и всенький жиноцький возраст - не успевают оханутися, а уже и дочь на выданье, а ты - уже бабой, даром, что и тебе брови не поблекли, - эй, люди , а где же моя жизнь, в которую прорубь провалился по ежедневным уборки - шпортанням, дом-поле - город - куры - гуси - свиньи - коровы, детские болезни, ноя вечер крестец, и не вспомнить когда последний раз на небо смотрела? ... Молчи, бабушка, знай молчи, меньше греха. »

Или вот описание природы «осень стояла тихая, прозрачная, как слеза». Почему, как слеза? Потому что и сама природа будто плачет, что предвещает беды, что случиться в тот день в лесу.

Каждое предложение в этой повести, хотя они, по-моему, все-таки приличные - это изысканная речь, отшлифованная мнение.

По словам известного писателя В.Скуратовского, повесть Оксаны Забужко «может, это и резко и категорично, но - шедевр. Может, потому, что появиться в конце его

А сама Оксана Забужко верит

Время трогаться, смеркается.

Где я, там и будет родина

И родина во мне еще когда-то узнает себя.

И еще: «Да новое поколение поправит меня через 15 лет».

Творчество Оксаны Забужко вызвала у меня большой интерес, особенно ее «Сказка о калиновой свирели», «Сестра, сестра», «Девочки», «Инопланетянка», «Я - Милена». Впереди - «Миф о Шевченко», «Полевые исследования украинского секса» и еще много нового, чего я жду от этой писательницы, нашей современницы - Оксаны Забужко.

Среди произведений этой писательницы, которые я прочитала, больше всего мне понравилась повесть «Сказка о калиновой свирели» и именно это произведение я выбрала для анализа.

Читая эту повесть, еще раз убеждаешься, что украинская литература - это настоящее сокровище.

Большой и беспокойный сегодня мир вокруг нас. Во человеку зла и гордыни. Оксана Забужко по словам В.Скуратовского: «Создала настоящий шедевр об истории нашего народа, об извечной трагедии украинского рода.»

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *