Культурная жизнь Украины во второй половине 19 в.

Культурная жизнь Украины во второй половине 19 в.

1. Развитие образования

Начальное образование. По школьной реформой 1864 начальные школы (официально они назывались народными училищами) делились на классных с трехлетним сроком обучения и двухклассные, где учились пять лет. Эти школы провозглашались внесословной. Для них были определены четкий перечень предметов: Закон Божий, чтение книг гражданского и церковного содержания, письмо, арифметика (первые четыре действия), церковное пение. Однако даже в таком виде начальное образование очень отставала от потребностей духовного и экономического развития украинского общества. Начальных школ не хватало даже для тех, кто был способен платить за обучение. Не лучше было положение дел с начальным образованием в Западной Украине. В 1869 г.. Австро-Венгерская империя провозгласила всеобщее обязательное начальное обучение для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Однако значительная часть учеников за материальных проблем, нехватка школьных помещений, отсутствие квалифицированных учителей не имели возможности регулярно посещать школу. Австро-венгерские власти не запрещали обучение на родном языке, однако в большинстве школ Восточной Галиции оно велось на польском, в Северной Буковине - немецком, на Закарпатье - венгерском. Количество украинских школ постоянно сокращалась. Поскольку сеть начальных школ не удовлетворяла потребности населения, представители украинской интеллигенции стали организовывать воскресные школы для взрослых. В них учились крестьяне, рабочие, ремесленники. Эти школы, которые работали в нерабочие дни, получили название «воскресные». Первая воскресная школа в Украине была открыта в октябре 1859г. В Киеве. Впоследствии начали свою работу такие школы в Харькове, Полтаве, Черновцах, Одессе и других городах. Всего за 1859-1862 гг. В Украине действовало 111 воскресных школ.

Среднее образование. Значительно больше внимания царизм обращал на среднее образование. Ведь она была основой высшего образования, готовила специалистов для предприятий, государственных, научных и культурных учреждений. В сеть средних учебных заведений принадлежали классические восьмилетние гимназии. В 1850 г.. В Киеве была открыта первая женская гимназия. Вместе с ними функционировали четырехлетние прогимназии. Они давали преимущественно гуманитарное образование. Образование с естественным и физико-математическим уклоном оказывали семилетние реальные гимназии. С 1871 их переименовали в реальные училища. В них давние речи не изучали, а подробно овладевали естествознание, химию, физику, математику, черчение, современные языки. Обучение в реальных училищах было больше близко к потребностям жизни. Однако, выпускникам классических гимназий предоставлялось право поступать в университеты без вступительных экзаменов. Выпускники же реал