«Мастер и Маргарита» анализ

«Мастер и Маргарита» анализ ВНО - жанр, сюжет, проблематика, тема и идея

«Мастер и Маргарита» анализ произведения

Автор - Булгаков

Год написания - 1929-1940

Жанр «Мастер и Маргарита»: мистический, философский, сатирический, фантастический, «магический реализм» По форме - роман в романе (Булгаков пишет роман о мастере, мастер пишет роман о Пилате; Левий Матвей пишет о Иешуа)

Тема «Мастер и Маргарита» - Этическая ответственность человека за свои поступки

Идея «Мастер и Маргарита» - 1) Поиск истины невозможен без терпения мужества, любви. Во имя любви и веры Маргарита преодолевает страх и побеждает обстоятельства.

2) Ход истории не меняет человеческую природу: Иуды и Алоизия существуют во все времена.

3) Писательский долг - вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину вопреки обстоятельствам жизни.

События в московской части романа происходят в Страстной неделю

с 1 (среда) по 4 мая 1929 года, а ночной полет приходится в ночь на Пасхальное воскресенье 5 мая.

Ершалаимских события - суд над Иешуа и казнь происходят в пятницу 14 нисана. Попутно упоминается, что Иешуа приехал в Ершалаим в среду, 12 нисана, а заканчиваются ершалаимских события утром в субботу 15 нисана. По древнееврейским календарем это могло быть в двадцать девятом г..

художественное время

настоящее прошлое будущее
Москва 30-х годов Ершалаим (Космос, который открывается мастеру)

художественное пространство

Земной мир (микрокосм) Библейский мир (символический) космический мир

(макрокосм)

Москва 30-х годов

(Внешне - вполне благополучное общество, а на самом деле - мир абсурдного существования, где исчезают люди, преследуются создатели, никто не верит в Христа)

Ершалаим

(Снаружи - оплот государственной власти, а на самом деле - духовно низменное общество, воплощение насилия, наказывает за любую веру, кроме веры в кесаря)

Воланд и его свита (внешне - как люди, а на самом деле - это дьявол и его демоны)
  • М.Берлиоз - председатель МАССОЛИТа
  • Иван Бездомный - поэт
  • критик Латунский
  • Степан Лиходеев - директор варьете
  • финн директор - Римский
  • администратор Варенуха
  • бухгалтер Ласточкин
  • конферансье Бенгальский
  • буфетчик Андрей Фокич Соков
  • профессор психиатрии Стравинский
  • Никанор Иванович Босой - председатель жилищного товарищества д. № 302-бис
  • председатель акустической комиссии московских театров Семплеяров
  • Поплавский - дядя Берлиоза
  • Наталья - горничная Маргариты
  • Николай Иванович -сусид Маргариты
  • Алоизий Магарыч - предатель мастера
  • Понтий Пилат - прокуратор Иудеи
  • Иешуа - странствующий философ
  • Марк Щуробий - центурион
  • первосвященник Каифа
  • Афраний - начальник тайной полиции
  • Левий Матвей - ученик Иешуа
  • Иуда - предатель
  • Низа
  • Воланд
  • Азазель
  • Коровев -Фагот
  • кот Бегемот
  • Абадонна

История создания «Мастер и Маргарита»

Известно шесть редакций произведения. Сначала писатель хотел написать «роман о дьяволе» - сатирическую фантасмагорию с вставной новеллой о Христе и Пилате. Варианты названий романа были такие: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом", "Сын В (...)», «Гастроль (Воланда)», «Инженер с копытом» и другие.

1931-1932 гг. В роман вошли образы мастера и Маргариты, а 1937-1938 гг. Появилась окончательное название - «Мастер и Маргарита».

источники романа

Реальные факты жизни Булгакова и истории СССР в 1920-1930 гг. Жизнь в СССР в 1920-1930 гг., Художественные, быт горожан, репрессии, судьбы художников и тому подобное. Жизнь Москвы и Киева, двух городов, с которыми больше всего связана деятельность художника. Впечатления от произведений искусства ( «Демон», «Шестикрылый Серафим» М. Врубеля, полотна В. Васнецова в Володи-мирской соборе в Киеве, художественная панорама «Голгофа» и т.п.).

Книжные. Э. Ренан «Жизнь Иисуса», Г. С. «Куда идешь», А. Франс "Прокуратор Иудеи», И. В. Гете «Фауст», Гофман «Крошка Цахес», «Золотой горшок», произведения Гоголя, философия В. Соловьева, произведения Достоевского

Мифологические. Евангельские легенды об Иисусе Христе, Понтия Пилата, Иуду и др. Библейские мифы о Дьяволе и поединок Христа с ним. Славянские мифы о ведьмах, демонов, нечистую силу. Европейские мифы (немецкая легенда о рождении Пилата, швейцарская легенда о беспокойстве Пилата и его муки и т.д.). Апокрифы (различные трактовки судьбы Иуды, Пилата и других библейских персонажей)

Философия Г. Сковороды.

Сковорода - выдающийся украинский философ-просветитель, поэт. Разработал учение о двух природы и три мира. • Две природы - видимая и невидимая - у каждой вещи или явлении. Видимая сразу бросается в глаза, а невидимая - это настоящая сущность. Стержнем философской теории Г. Сковороды стала идея вечного стремления человека постичь и понять это выше, вечное, бессмертное. Все это есть в каждом явлении, в каждой вещи, но прежде всего - в душе человека. Поэтому познавать самого себя - это значит познавать человека вообще. Длительное путешествие к самым сокровенным тайнам человеческого сердца - это и есть путь философа Г. Сковороды

• Сковорода признавал Бога как основу высшей нравственности, справедливости, гуманности. Все эти признаки присущи истинной человеку, которого философ сравнивал с Богом.

• Три мира в учении Сковороды - это Вселенная, Библия и человек. Вселенная - макромир, зашифрованный в мире символическом - Библии, который предстоит познать человеку - микромир. То есть, в Библии скрыта и сконцентрирована вся мудрость Вселенной, а узнать ее принадлежит человеку.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *