«Мастер и Маргарита» проблематика

«Мастер и Маргарита» М. Булгакова проблематика произведения - сложная и разнообразная, понимание ее требует серьезных исследований. Однако можно сказать, что каждый читатель по-своему проникает в глубину булгаковского замысла, открывая для себя новые грани в произведении.

«Мастер и Маргарита» основные проблемы романа

• морального выбора;
• взаимоотношений личности с властью;
• веры и безверия;
• любовь;
• чести и справедливости;
• бездуховности, мещанства;
• соотношение добра и зла
• истины;
• роли искусства и др.

«Мастер и Маргарита» проблематика романа

В романе события разворачиваются в трех философско-временных планах:

  • реальное настоящее - это сатирическое изображение нравов и обычаев Москвы 1920-1930-х гг. и драматическая повесть о любви и творчестве, о Мастере и Маргарите;
  • фантастический план - приключение Воланда и его свиты в современной Москве; финал романа, в котором свита Воланда несется в небо и в бесконечность, превращаясь в рыцарей, в бесконечность идут и Мастер и Маргарита;
  • исторический план представлен библейскими историями: с одной стороны, это книга, которую пишет Мастер, с другой - своей дьявольской волей в глубь исторического библейского времени переносит Воланд.

Сатирический аспект романа связан с изображением современной писателю Москвы и ее жителей. Булгаков показывает много типичных черт московских обывателей. В сцене в варьете выставлены напоказ бездуховность, пошлость, стяжательство, жадность москвичей. Возникает фантасмагорический образ поющей хором учреждения как сатирический символ единообразия мыслей и чувств «граждан» страны; гротескный образ костюма, подписывает бумаги без его владельца Прохора Петровича. Сатирическим светом освещена деятельность МАССОЛИТа с его кассами, дачами, путевками, с его «лучшим в Москве» рестораном, где буфетчик продает осетрину «второй свежести», с обязательным членским билетом, «коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой» , без которого писатель - не писатель вовсе, будь это даже Достоевский. Сатира в романе возникает везде, где оказывается Воланд и его свита. Это они жестоки по отношению ко злу, они раскрывают его, высмеивают, глумятся над ним. Фантастическое и сатирическое, сплетаясь, создают абсурдную, фантасмагорическую картину Москвы 1930-х годов.

Философский пласт «Мастера и Маргариты» включает несколько проблем. Одна из основных - проблема творчества и судьбы писателя. В Мастере Булгаков воплотил свое отношение к творчеству, свои мысли о творчестве. Мастер - весь во власти воображения, он не от мира сего. Он подвижник: «летят за окнами квартирки дни и недели, сменяют друг друга времена года - а Мастер не поднимает головы над рукописью». Роман не сулит ему успеха и признания. Ему суждено лишь пережить короткую минуту торжества: «О, как я угадал! О, как я все угадал! »- Восторжествует он, услышав рассказ Бездомного о Понтии Пилате. Судьбой Мастера раскрывается философская сущность творчества - презрение к жалкой суете, тщеславия, гордости, непрерывность духовной связи настоящего и прошлого, бескорыстность. Булгаков не случайно называет своего героя Мастером, а не писателем. Мастер даже обижен, когда Иван Бездомный восклицает: «О, вы писатель» - мастер «потемнел лицом, пригрозил Ивану кулаком, потом сказал:« Я - мастер ». Мастер - это больше, чем писатель. Здесь несколько оттенков смысла: уважение к совершенного владения мастерством, посвящение, служение высшему духовному задаче в отличие от социального заказа ремесленников-писателей 20-30-х годов. Предполагают, что здесь и намек на близость к ордену масонов, на что указывает и шапочка Мастера с буквой «М». В тяжелых условиях Мастера поддерживает любовь. Силой любви пытается вылечить Маргарита страх, что трудно сделать, так как это не индивидуальное психическое заболевание, а болезнь времени - действие происходит в 30-е годы - годы страшных репрессий.

Вторая проблема - плата за добро и зло. Поскольку в реальной жизни ждать справедливости не приходится, то Булгаков как орудие возмездия выдвигает Воланда. Воланд - та сила, что «вечно хочет зла, но творит добро». Воланд у Булгакова противопоставлены Иешуа. Он объективно творит добро, карая доносчиков, соглядатаев, мошенников. Воланд восстанавливает справедливость, возвращая Мастеру сгоревшую рукопись, давая ему покой как награду за творчество.

Философский аспект романа связан и с библейскими главами - изображением поединка Иешуа и Понтия Пилата, которые являются антагонистами.

Иешуа - внутренне свободный человек, хотя внешне слабый, немощный. Понтий Пилат лично храбрый, он прекрасный полководец, но перед властью он испытывает страх. Он духовно не свободен, и это определяет его поступок. История Иешуа и Пилата представлена ​​Булгаковым как драма идей. По-человечески Пилат симпатизирует Иешуа, он даже готов его помиловать. Но это только до тех пор, пока речь не заходит о власти кесаря. Когда Иешуа заявляет, что наступит время, когда не будет власти кесарево, его судьба решена. Страх пред кесаря ​​оказывается больше самого Пилата. Он кричит, чтобы заглушить этот страх: «Я твоих мыслей не разделяю! Никогда не наступит царство истины! "Пилат кричит, чтобы заглушить и собственные сомнения. Образ Пилата трагический, так как в нем потенциальные возможности оказываются перекрытыми рабским малодушием. Иешуа выступает как воплощение чистой идеи веры и добра. Идея хорошая оказывается слабой в жизненной практике, но она способна поддерживать дух человека. Булгаков не разделял утопических надежд достичь торжества справедливости только словом.

Поскольку в языке Иешуа нет слов о наказании, Булгаков выводит идею возмездия за рамки образа Иешуа, включает в образ Воланда. Иешуа же, беззащитен в земной жизни, силен как предвестник человеческих идеалов. В истории Иешуа и Пилата воплощена философская идея вины и возмездия. Пилат наказан бессмертием. Его имя прославлено ли не подвигом; оно стало символом малодушия, фарисейства. Бессмертие такого рода страшнее смерти. Фантастические приключения Воланда и его свиты, духовный поединок Иешуа с Понтием Пилатом, судьба Мастера и Маргариты объединены мотивом веры в справедливость. Справедливость в конце концов торжествует, но достигается она при помощи дьявольской силы. Булгаков в современной ему действительности не видел реальной силы, которая может восстановить справедливость.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *