«Мне тринадцать было» анализ стихотворения

Тарас Шевченко «Мне тринадцать было» анализ стихотворения - тема, идея, методы и ответы на другие вопросы вы можете найти в этой статье.

«Мне тринадцать было» анализ стихотворения

Автор: Тарас Шевченко

Год написания: 1847

Тема «Мне тринадцать было»: изображение безрадостного детства Тарасика, когда он, будучи крепостным, пас барскую скот.

Идея: сочувственное отношение к мальчику-пастушка; осуждения страшных времен крепостничества, когда человек не имел собственных прав и вынуждена страдать.

Основная мысль: не претерпели счастливого детства Тарас и такие как он, потому что не было воли, счастья через угнетение народа господами.

Методы «Мне тринадцать было»

  • Риторические восклицания: «Господа небо и село, ягненок, кажется, веселилось!»; «Посмотрел я овцы - не мои ягнята»; «Обернулся я на дома - нет у меня дома!»; «Не дал мне бог ничего!»; «И хлынули слезы, тяжелые слезы!»; «... Поля, рощи, сады!».
  • Риторические вопросы: «... так мне чего было?»; «... Чего так весело было?».
  • Сравнение: «... любо стало, как будто в бога ..»; «Как проснулся, смотрю»; «... Поцеловала ... как солнце засияло, будто все на свете стало мое».
  • Метафоры: «солнце грело, не пекло»; «Солнце ... не долго молилось»; «Солнце отчаянно, покраснело и рай зажгло»; «Небо поблекла».
  • Эпитеты: "небо голубее»; «Тяжелые слезы», «Господне небо»

Автобиографический стихотворение Т. Шевченко «Мне тринадцать было состоит из четырех настроенческих картин: мальчик пасет овец, любуется ясным солнышком, голубым небом; вдруг понимает, что он - сирота бездомный, нет у него ничего - ни ягнят, ни дома, ни родной души рядом; и вот пришла девушка, утешила, вытерла слезы мальчику, поцеловала - и солнце снова засияло не только в небе, но и в душе. В четвертой части -роздумы взрослого поэта о том, что тот его прежнее состояние - это рай. Гораздо хуже теперь, когда он осознал всю несправедливость существующего строя и выступил против него.

Стихотворение эмоционально насыщенный, передает тончайшие оттенки чувств лирического героя, его страдания и переживания.

Главный герой произведения - тринадцатилетний мальчик-пастух, крепостной и сирота. Природа согревает его ясным солнышком, поит ароматами трав, вносит в душу малого сироты ощущения покоя и тихой радости. Мальчик молится Богу, благодаря солнца, теплый день, жизнь ... Вдруг герой осознает, что он - крепостной, и это больно ранит сердце подростка:

  • Не дал мне Бог ничего! ..
  • И хлынули слезы,
  • Тяжелые слезы ...

Но это чувство длится недолго: появление искреннего и доброго друга - Оксаны - прогоняет страшное ощущение, природа снова радуется вместе с детьми:

  • Как будто солнце засияло,
  • Как будто все на свете стало Мое ...

Каждый человек с теплотой вспоминает свое детство. Эти воспоминания связаны прежде всего с родителями, лучшими друзьями, детскими игрушками и беззаботностью. Жизнь детей, родившихся крепостными, не могло быть беззаботным: с детства они работали рядом со взрослыми, рано теряли родителей, умирали от болезней и непосильного труда. Поэтому одна из ведущих мыслей стиха - осуждение такого общественного явления, как крепостное право. Другая мысль - каждый ребенок имеет право на счастливое детство и нуждается в заботе и любви.

Комментарии:
  1. Юлечка

    Спасибо!!!

    ответить
  2. Кайгочка

    Спасибо) Очень выручили

    ответить
  3. Украинка

    Спасибо большое !!!! Очень хороший сайт !!!)))

    ответить
  4. Михаил

    Сайт помог очень спасибо)

    ответить
  5. лиза

    Не помогли!

    ответить
  6. Николай

    Спасибо! Как раз вовремя выручили! 🙂

    ответить
  7. Кирилл

    Хороший сайт, помогли, топ обьяснение, спасибо! НЕ первый раз спасает. Сильно помогли охарактеризовать героев »Захар Беркут». Спасибо)))

    ответить
  8. Я

    Да ну дяккю вам

    ответить
  9. Габриэла

    Спасибо !!! Очень помогли

    ответить
  10. Вова

    Спасибо!!! С лытературы задали)

    ответить

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *