«Мертвые души» характеристика героев

«Мертвые души» образы повести убедительно раскрывают внутреннюю убогость помещиков. Каждый из них имеет индивидуальные черты. Однако все они - помещики, поэтому у них есть и общее, порожденное строем: паразитизм, жизнь за счет крепостных крестьян; ограничены животные интересы, отсутствие каких-либо высоких идейных порывов души; низость, притупление человеческих чувств, грубый эгоизм; отсутствие общественно полезной деятельности. Все они - «мертвые души». Такими видел Гоголь .

«Будьте не мертвые а живыми душами ... Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровую жестокую мужество, забирайте с собой все человеческие чувства, не оставляйте их на пути, не поднимете потом!» - Призвал писатель.

«Мертвые души» характеристика героев

Образ Чичикова «Мертвые души»

Чичиков внешне аккуратный, любит чистоту, одетый в хороший модный костюм, всегда тщательно выбрит, напарфумлений; всегда на нем чистое белье и модный наряд «коричневых и красноватых оттенков с искрой» или «цвета Наваринскую дыма с огнем». Но внешняя опрятность, чистота Чичикова, разительно контрастирует с внутренним грязью и нечистоплотностью героя.

Образом Чичикова автор подчеркнул типичные черты хищника, негодяя и накопителя. В одиннадцатой главе автор подробно рассказывает о жизненном пути героя от рождения до момента, когда он занялся приобретением мертвых душ. Как формировался характер Чичикова? Жизненные интересы, сформированные под влиянием внешнего окружения, руководили его поведением?

Еще в детстве отец учил его: «... больше угождай учителям и начальникам ... общайся с теми, кто богаче, чтобы в некоторых случаях были тебе полезными, <...> а больше всего береги копейку, эта вещь полезная в мире ... Все сделаешь и проб" ешь на свете копейкой ». Эти советы отца легли в основу взаимоотношений Чичикова с людьми еще со школьных лет. Еще в училище он добился хорошего отношения учителей, успешно накапливал деньги. Служба в различных учреждениях развила его природные данные - практический ум, находчивость, лицемерие, терпение, умение «понять дух начальника», найти слабое место в душе человека и умение влиять на нее из корыстных побуждений. Все свои умения Чичиков направил на достижение желаемого обогащения. Он умел очаровать и губернский город, и усадьбы. Чичиков умеет найти подход к любому, четко рассчитав каждый свой шаг и приспособившись к характеру помещика. Читатель замечает разницу в манере его общения с каждым из помещиков. Гоголь сатирически разоблачает своего героя «негодяя», представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е годы XIX в., Когда буржуазно-капиталистические силы уже начали развиваться в рамках феодально-крепостного строя.

Образ Манилова «Мертвые души»

Образом Манилова открывается галерея помещиков. Он несколько напоминает Чичикова своей «сладкой» опрятностью и изысканностью одежды и движений. Его жизнь пуста и ничтожно. Даже имена своим сыновьям Манилов дает исключительные - Фемистоклюс и Алкид. Свою жизнь помещик проводит в полном бездействии. Он отошел от любой работы, даже ничего не читает. Свое безделье Манилов украшает беспочвенные мечтами и «прожектами», которые не имеют смысла. Вместо настоящего чувства в Манилова - «приятная улыбка», сладкая любезность; вместо мысли - бессмысленные суждения; вместо деятельности - пустые мечты. Что касается главной цели визита Чичикова, Манилов даже не знает, сколько у него умерло крестьян, и проявляет к этому полное безразличие.

Образ Коробочки «Мертвые души»

Анастасия Петровна Коробочка перед нами возникает пародией на человека, воплощением такой же духовной пустоты, как и Манилов. Мелкая помещица (владеет 80-ю душами), она домовитая хозяйка, но ее мировоззрение крайне ограничен. Автор подчеркивает ее тупость, невежество, суеверие, стремление к наживе. Не всегда можно доверять первому впечатлению. Чичикова вводит в заблуждение внешняя простота Коробочки, наивное патриархальное речи, свидетельствующие о том, что она всегда жила в селе, среди крестьян, никакой образования не получила, а в городе бывает с единственной целью: узнать цены на некоторые товары. Чичиков называет Коробочку «дубиноголовою», но эта помещица не глупее него; как и он, она ни за что не упустит свою выгоду. Она хорошо знает, что делается в ее хозяйстве, по какой цене и какие продукты продаются, сколько у него крепостных, кого как зовут и сколько когда умерло.

Образ Ноздрева «Мертвые души»

Тип «живого мертвеца» представляет собой Ноздрев. Это полная противоположность и Манилову, и Коробочке. У него «неудержимая живость и воинственность характера». Он гуляка, проходимец и лжец. Даже не понимая сути аферы Чичикова, он распознает в нем проходимца. Свое хозяйство Ноздрев крайне забросил, отлично содержится лишь псарня, потому что он любит охоту.

Образ Собакевича «Мертвые души»

Собакевич - новая ступенька морального падения человека. Он сторонник старых крепостнических форм ведения хозяйства, враждебно относится к городу и просвещения, горячо стремится наживы. Жажда обогащения толкает его на нечестные поступки. Этот помещик умеет вести хозяйство. Богатство дает ему уверенности в себе, делает независимым в суждениях. Он хорошо знает, как разбогатели другие помещики и высшие чиновники в губернии и глубоко их презирает. Собакевич, кроме барщины, применяет еще и денежно-оброчную систему. Крепостные его умирают из-за нечеловеческих условий существования, потому что он с ними обращается жестоко, несмотря на их таланты и способности. А крестьяне у него действительно талантливые: умелый каретник Михеев, плотник Степан Пробка, Цегельник Милушкин, сапожник Максим Телятников и другие. Просьба Чичикова продать «мертвые души» не удивляет Собакевича, поскольку тот убежден, что деньги можно делать на всем. Автор подчеркивает широкое обобщающее значение этого образа.

Образ Плюшкина «Мертвые души»

«Прорехи на человечестве», Плюшкин - полная противоположность Собакевичу. Он настолько потерял человеческий облик, что Чичиков сначала считает его ключницей. Бесспорно, он имеет состояние, и немалые: более тысячи душ крепостных, полные амбары всякого добра. Однако его чрезвычайная скупость превращает богатство, заработанное для него тяжелым трудом крепостных, в пыль и гниль. Есть что-то дорогое для него в жизни? Плюшкин забыл, ради чего живет на свете. Его крепостные страдают от скупости хозяина и «умирают как мухи». По словам Собакевича, он всех людей переморив голодом. Все человеческое умерло в нем; это в полном смысле «мертвая душа». У этого помещика нет человеческих качеств, даже родительских. Вещи для него дороже, чем люди, которых он считает ворами и мошенниками. В образе Плюшкина с особой силой и сатирической обостренностью воплощено позорное стремление к накоплению любой ценой, порожденное обществом.

Не случайно Гоголь образом Плюшкина завершает галерею помещиков. Автор показывает, что может произойти с каждым из них. Гоголя оскорбляет надругательство над человеком как подобию Божьему. Он говорит: «И к такому ничтожества, мелочности, гадости мог дойти человек? Могла так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком ... »

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *