Мотивы предостережения в романе А. Камю «Чума»

Произведение «Мотивы предостережения в романе А. Камю« Чума »

Тема чумы уже давно и широко используется писателями. И уже давно она переступила свое энциклопедическое определение «острой инфекционной болезни». Мы принимаем выражение «СПИД - чума ХХ века», говорим: «Да ты чумной, что ли?» И мало кто при этом вспоминает истинное значение слова «чума». Но А. Камю решил обратиться к той теме в наиболее конкретному ее значении. Он перенес действие из дикого Средневековья в современный город, туда, где «уже давно она исчезла». Но исчезла?

Представим 1947. Только закончилась Вторая мировая война, но воспоминания о ней еще слишком живы, воспоминания об «коричневой чуме» - фашизм. Так почему же тогда не просто написать роман о войне, о ее жертвах? Зачем такая аллегория? Произведение Камю глубже, чем роман о «коричневую чуму». Чума - это не только жестокость. Чума - это бездуховность, это нелепость, это слепой фанатизм. Самое страшное то, что чума заразна. Любой человек, касается, чувствует его дыхание, приближаясь к ней, рискует заразиться. Произведение А. Камю

«Чума» - прежде всего книга о тех, кто сопротивляется, а не о тех, кто сдался.

Сохранить в себе внутренний стержень при любых обстоятельствах - вот средство борьбы с чумой. Врач Рие ежедневно спешит к больным, он осознает, что каждый день может стать для него последним, что все его попытки спасти хоть кого-то могут быть напрасными. Для чего тогда все это? Рие говорит: «Для меня такие слова, как« спасению человека », звучат слишком громко. Меня интересует здоровье человека, в первую очередь здоровья ». Ведь когда-то он клялся помогать человеку. И теперь просто выполняет свой долг.

Журналист Рамбер чужой в этом городе. В другом месте его ждет любовь и счастье. Он не понимает, почему должен страдать, и хочет во что выехать из города. И когда такая возможность появляется, остается. Почему? Если бы поехал, то перестал бы быть Рамбером, достойным своей любви, стал бы таким же зачумленным, как и многие жители города.

Ведь они были «зачумленные» еще до того, как пришла настоящая чума. Серые улицы, серые дома, серые развлечения, такие же серые души у людей. Обычный круг обязанностей ежедневно. «Город без голубей, без деревьев, без садов, где не услышишь ни хлопанья крыльев, ни шелеста травы, - словом, без особых примет». И люди тоже «без особых примет», люди, мертвые еще до того, как заболели чумой ...

Но чума ужасная не только тогда, когда она сеет вокруг трупы, страшная она, когда захватывает ум и сердце людей. Таких, как Коттар, которому безразличны все моральные ценности, взятые вместе. Это такие, как он, устраивают «пир во время чумы».

Чума многогранна. И когда религиозные фанатики становятся к оружию, убивают безвинных людей - это чума. И когда отец Панлю с пафосом, торжественно говорит: «Братья мои, к вам пришла беда, и вы заслуживаете его! - Все больше загораясь, уверяет: - праведным нечего бояться, но грешные справедливо дрожат от ужаса », - это тоже чума, подъем больше всего идеи слепой веры. Но «человек - это не идея», - говорит Рие. И Панлю с ужасом убеждается в том, когда видит свою абстракцию в жизни - смерть сына Отона. «У этого, надеюсь не было грехов», - бросает Рие в лицо Панлю.

И друг Рие Тарру тоже все о чуме понял. Он выступил против бессмысленности смертных приговоров, решил бороться с обществом, которое базируется на злые, с чумой. Его друзья выносили смертные приговоры, и были искренне уверены, что «эти несколько смертей необходимы, чтобы построить мир, где никого не убивать». Знакомые слова ... Ведь Родион Раскольников тоже так считал: «За одну жизнь - тысячи спасенных ... Да и что значит на общих весах жизнь этой жалкой старой? Не более как жизнь вши ... »Да, но Тарру говорит:« Если уступить один раз, то где граница? »Кто ее определяет? И вообще, кто дал право одному человеку осуждать и убивать другую? Тарру горько признает, что «в течение лет как был, так и остался зачумленным, хотя свято верил, что борется с чумой». Можно ли в крови и насилии построить новый, чистый мир? Пожалуй, нет.

Чума - это зло, это ненависть. Тарру знает, что каждый носит ее в себе, что не существует такого человека в мире, какой бы она не коснулась. Чем больше человеческая ненависть, тем сильнее становится чума. «Эта история касается одинаково нас всех», - говорит Рамбер. Нельзя быть счастливым одному.

Конец романа кажется оптимистичным: чума отступает, люди радуются, все счастливы ... Да, действительно, добро должно побеждать. Но глубоко осмыслив написано, можем заметить: чума не побежден, а просто каким-то чудом она отошла, как зверь, обессиленный в борьбе, концентрируя свои силы для того, чтобы нанести новый удар. Она питается человеческой ненавистью и завистью, и счастливые люди на улицах города не знают того, что знает Рие: «Микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает ... он терпеливо ждет своего часа и, возможно, придет на горе и поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их умирать на улицы счастливого города ». Единственным выходом из этого, по мнению Рие, есть внутренний стержень, который побуждает делать то, «что надо осуществить и должны делать вопреки страху, вопреки личным колебаниям, все люди ...»

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *